Палестинскому фильму отказано в номаниции на "Оскар"
"Божественное вмешательство" палестинского режиссера Элии Сулейкмана, получившее Международный приз критиков на последнем Каннском кинофестивале, будет снят с дистанции в гонке за золотой статуэткой "Оскара". Номинационный комитет американской академии киноискусства сообщил, что лента не сможет претендовать на награду в категории "фильм на иностранном языке" в силу того, что правила "Оскара" требуют представлять к награде "фильмы, сделанные в государствах, признаваемых Организацией Объединенных Наций". Палестина таким государством не является.
Коментируя сложившуюся ситуацию для прессы, Абдельхади Нассер, представитель миссии наблюдения ООН в Палестине, сказал, что миссия разочарована этим событием. "В результате народ Палестины, и без того урезаемый в своих правах, теперь лишен возможности участвовать в соревновании, оценивающем художественные и культурные достижения".
Комментарий
В истории культуры всех времен, но в особенности – двадцатого века, - награды на конкурсах и фестивалях всегда несли на себе не только художественный и общекультурный, но и политический смысл. Ни для кого не секрет, что критики, присваивающие ту или иную престижную статуэтку, зачастую вполне открыто руководствуются не только художественными, но и концептуальными геополитическими соображениями. России, стране, существовавшей на протяжении нескольких десятилетий под девизом "А также в области балета мы впереди планеты всей", этот принцип, возможно, более привычен и понятен, чем многим другим нациям. Но тем не менее каждый раз, когда в "культурное" судейство явно вмешиваются "низменные" мотивы, это вызывает сильное раздражение публики и дает всем желающим возможность покричать о "продажности" и "недостойности". Однако в данном конкретном случае речь, в первую очередь, действительно идет о бюрократической препоне: код есть код, правила есть правила. Другое дело, что теперь у всех желающих есть право требовать внесения изменений в правила награждения "Оскаром" - в целях борьбы с приматом политики над искусством. Посмотрим, станет ли этот прецедент шагом в направлении перемен.