onischenko: Блог
Митинг ученых
13 октября в 11:00 на Пушкинской площади планируется провести предупредительный митинг ученых, посвященный проблемам конкурсного финансирования науки. Это далеко не первая акция протеста ученых, но она примечательна тем, что исследователи из вузов и Академии наук объединились ради того, чтобы добиться удовлетворения четких и конкретных требований. Ученые требуют не повышения зарплат или раздачи квартир, они выступают за то, чтобы им дали возможность нормально работать.
Во-первых, они требуют немедленно внести изменения в закон о госзакупках, который в принципе не позволяет разумно израсходовать получаемые на проведение исследовательских работ средства, а также не дает нормально проводить конкурсы на проведение таких работ по механизму госзакупок.
Во-вторых, ученые требуют, чтобы было увеличено финансирование ведущих научных фондов России – Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда: наиболее результативно работающих государственных организаций, ведущих конкурсное финансирование научных исследований.
К настоящему моменту общее финансирование ведущих научных фондов России гораздо меньше, чем финансирование научного фонда бразильского штата Сан-Паулу.
РФФИ: борьба продолжается
В июле 2010 года в приемную президента было доставлено письмо 2200 ученых и преподавателей, в котором говорилось о неразумности государственной политики в научной и образовательной сфере. В частности, ученые говорили о том, что необходимо увеличить финансирование Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), которые являются наиболее эффективными из государственных организаций, финансирующих научные исследования.
Однако во внесенном правительством в Госдуму проекте закона о бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов финансирование научных фондов в 2011 году было оставлено на уровне 2010 года, а в 2012 году его предлагалось резко сократить. Это вызвало протест ученых. Было отправлено множество писем в органы власти в поддержку РФФИ, депутат Думы Борис Кашин поддержал предложения ученых и внес поправку к законопроекту, предусматривающую увеличение бюджета РФФИ уже в 2011 году.
И вот закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" принят. Поправка Бориса Кашина была отклонена при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Однако активность научного сообщества все-таки дает определенные плоды – уже не только в интервью руководителей Минобрнауки (см. статью "Глядя из министерства" в выпуске “Троицкого варианта” N 67 от 23 ноября 2010 г.), но и в обсуждениях в Думе упоминается письмо 2200 ученых и говорится о возможности увеличения финансирования РФФИ в будущем. Готов рассматривать и обсуждать такие предложения и Минфин. (Дальше...)
Обращение к научным сотрудникам и преподавателям: поможем РФФИ!
В июле более 2200 ученых и преподавателей направили президенту письмо, ставящее под сомнение осмысленность государственной научной политики. Они, в частности, призвали увеличить финансирование ведущих научных фондов, поскольку гранты являются естественным и наиболее эффективным способом поддержки научных исследований. Обращение было передано в Минобрнауки, которое полностью проигнорировало мнение ученых: в конце сентября правительство внесло в Государственную думу проект бюджета на 2011 год, в котором не предусмотрено увеличения финансирования научных фондов, более того, в 2012 и 2013 гг. бюджеты РФФИ и РГНФ подвергнутся сокращению. При этом финансирование Федеральной целевой программы (ФЦП) по исследованиям и разработкам планируется увеличить по сравнению с нынешним годом почти в 3 раза - с 7,4 млрд руб. до 21,6 млрд руб.
Так запланировано несмотря на то, что правила, регулирующие проведение конкурсов в рамках ФЦП, не приспособлены к реалиям научно-технической сферы, а механизмы формирования лотов и их начальных цен непрозрачны, что приводит к засилью коррупции и лоббирования. Несмотря на некоторые недостатки в своей работе, научные фонды за почти 20 лет доказали свою эффективность в качестве базовых механизмов поддержки научных исследований. Однако Минобрнауки предпочитает направлять деньги на финансирование создания различного рода дорогостоящих "порталов" и подготовку не имеющих аналогов за рубежом по своей дороговизне, но отнюдь не качеству, прогнозов, в рамках ФЦП под видом финансирования практически значимых исследований и разработок. Под разговоры о развитии и инновации происходит закачивание бюджетных средств в приближенные к чиновникам организации.
В настоящее время началось рассмотрение проекта бюджета в Государственной думе, первое чтение запланировано на 20 октября. Поэтому еще есть шанс добиться увеличения финансирования фондов, но для этого потребуются активные действия - протест против нынешних планов правительства. Есть несколько возможных способов действия: направление обращений к депутатам Государственной думы, президенту России, в Минобрнауки и Минфин с требованием увеличить финансирование научных фондов до 7,5 % от расходов на науку уже в 2011 году. Подобные обращения можно направлять в электронном виде, и на них обязаны реагировать. Большое число обращений вряд ли может быть проигнорировано, поскольку все они регистрируются. Даже если небольшая часть из тех, чьи работы финансируются грантами РФФИ и РГНФ, выскажет свое мнение, "наверх" уйдут тысячи писем. Если есть возможность, полезно высказать свою точку зрения в СМИ. Наконец, неприятие нынешней научной политики можно выразить, приняв участие в запланированных акциях протеста.
Если мы не предотвратим разрушения работающей грантовой системы, то дорого заплатим за это: желающим работать в России ученым для получения поддержки своих исследований придется либо играть по уродливым правилам, навязываемым бюрократией, либо идти на поклон к разного рода "влиятельным людям". Адреса для отправки обращений, шаблоны для подготовки писем и информация об акциях протеста находится на странице http://www.scientific.ru/letters/letters.html.
Деньги на госкорпоратив
Ревизионная комиссия выявила неэффективное расходование средств в "Роснано". Удивительно было бы, если бы оказалось, что наши госкорпорации эффективны: "Ростехнологии" наладили выпуск недорогих и качественных машин, "Олимпстрой" построил олимпийские объекты, сэкономив бюджетные средства, и т.д. Кстати, "Олимпстрой" и "Роснано" 20 июля стали стратегическими партнерами, так что "Олимпстрой" будет теперь нанотехнологичным, а "Роснано" – олимпийской. Она будет поставлять "Олимпстрою" промышленные партии продукции инновационных технологий на льготных условиях. То есть одна госкорпорация будет вкладывать деньги в производство продукции, а другая будет эту продукцию потреблять – и все довольны: инновационность, эффективность, сотрудничество. Все за счет госбюджета.
Если серьезно, то о чем можно говорить, когда уже и президент признает неэффективность госкорпораций - бюрократических монстров, осваивающих "дядины" деньги и хорошо если не сильно препятствующих развитию нормальных бизнес-отношений в своей сфере.
Информация о нецелевом использовании денег и неэффективности работы государственных новообразований в научно-технологической сфере появлялась и раньше – говорилось и про "Роснано", и про Российскую венчурную компанию. Эка невидаль.
Даже если отвлечься от наших особенностей кадровой политики и специфики распределения больших бюджетных средств, то в принципе трудно эффективно работать в условиях низкого качества проработки принимаемых решений – когда не проводят тщательной оценки имеющегося и очень приблизительно представляют, что и как нужно делать. У нас ведь все часто происходит на уровне благих намерений в лучшем случае – а вот давайте развивать нанотехнологии, вложим туда сколько не жалко (а сколько можно потратить с толком? - кто ж это оценивал!) и станем мировыми лидерами. Построим, в общем, хрустальный мост до самого Петербурга, и чтобы там купцы в лавках сидели, нанотоварами торговали. Выделяют сколько не жалко денег, прописывают какие-то правила работы (пусть они потом станут прокрустовым ложем) – и вперед.
А дальше, допустим даже, госкорпорация пытается наладить серьезный отбор проектов, чтобы финансировать стоящие разработки, а не всякую как бы инновационную шелуху, предлагаемую толпами спешащих облегчить государственный карман "инноваторов" с разных селигеров. И что выходит? Правильно – упрек в том, что деньги не вкладываются в дело, то бишь не осваиваются. Неэффективная работа с точки зрения бюрократии. Вот и получается, что лучше на качество проектов смотреть не очень пристально, тогда и упреков станет меньше. И конечно, иным уважаемым людям отказать очень сложно. Так что неудивительно, что всплывает информация, что "Роснано" в сентябре прошлого года согласилась профинансировать одну из разработок Виктора Петрика. Деньги вкладываются в дело – хорошо с точки зрения проверяющих инстанций.
В общем, все такие сообщения об эффективности и неэффективности работы нужно воспринимать, понимая, что у бюрократии свое понимание эффективности. Равно как и понимая, что реально высокое качество работы живущих за счет бюджета корпораций-временщиков невозможно.
«Веревку свою приносить или профсоюз обеспечит?»
Заметки на полях в связи со сбором подписей под письмом президенту
Продолжается сбор подписей под письмом президенту, в котором говорится о неразумности государственной политики в области науки, о необходимости сохранения ведущих научных фондов – РФФИ и РГНФ – и значительного увеличения их финансирования, а также о непригодности законодательства, регулирующего государственные закупки, к реалиям научно-образовательной сферы. Подписали письмо уже около тысячи человек. Среди них есть и рядовые научные работники, и ученые с мировым именем.
Подписывают письмо научные сотрудники и преподаватели со всех концов страны – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Нальчика. Проблема действительно волнует научную общественность всей страны – москвичей среди подписавших всего около трети.
Иногда помимо подписи люди высказывают свое мнение, иногда они высказывают его вместо подписи и делают это достаточно эмоционально. Например, так: «Я подписался за ЭТО письмо. А кому вы нужны, путинские холуи, коллаборационисты?! Путин с Дерипаской всё разворовал до ВАС! Единственный выход – поставить подпись: http://putinavotstavku.ru» Или так: «Ни за что не подпишу! Я вообще считаю, что государство не обязано финансировать фундаментальные исследования. Государство должно финансировать только отраслевые институты, работающие над выполнением госзаказа. Успехи фундаментальной науки и количество статей в иностранных журналах никак не сказываются на уровне благосостояния и развитии экономики». Но чаще выражают мнение спокойнее, например: согласен, подписываю, хотя и не верю в то, что удастся чего-то добиться.
Умеренный скептицизм – широко распространенная реакция на письмо: да, конечно, подписать полезно, но вряд ли чего-то можно добиться. Пожалуй, не менее редко встречается откровенный пессимизм: письмо не о том, и вообще никакого смысла вся эта затея не имеет Логика пессимистов примерно такая: какой смысл в еще одной отписке? Многочисленные примеры, в том числе и с письмами научной общественности, показывают, что власти слышат только то, что хотят слышать, и игнорируют то, что им не по нраву. Если уж что угрюм-бурчеевым взбрело в голову, то ничего тут не поделаешь.
Рассуждающие так люди, похоже, мыслят в категориях «письмо – сбор подписей – ответ». Конечно, в еще одной отписке никакого смысла нет. Но и в бездействии смысла ничуть не больше: пассивное ожидание того, какие еще глупости сделают верхи, напоминает старый анекдот, цитата из которого послужила названием этой заметки. Очевидно, что если что-то и способно повлиять на ход событий, так это постоянное давление со стороны научного сообщества, отстаивание им своих интересов.
Надежды на то, что неразумность и непродуманность государственной политики в сфере науки и образования можно предотвратить даже самым аргументированным указанием на это, конечно, нет. Однако некоторый шанс, скажем, отстоять РФФИ от такой трансформации принципов его работы, при которой фонд превратится в аналог Роснауки в области фундаментальный науки, существует. Власти должны видеть, что их действия порождают серьезное недовольство и противодействие.
Поэтому полезно не только набрать много подписей, но и как можно более широко заявить позицию: принципы работы РФФИ и РГНФ не должны претерпеть значительного изменения, а бюджет фондов должен быть увеличен. И заявить эту позицию не в курилке, а в СМИ, которые читают десятки и сотни тысяч людей. «И так двадцать раз». Есть люди, которые могут сделать это, и хорошо бы, чтобы они это сделали.
Особую актуальность действиям в защиту РФФИ придают появившиеся в конце прошлой недели слухи, что РФФИ передается в ведение Минобрнауки, т.е. его статус понижается. Якобы уже подписан указ президента РФ на сей счет. Скоро мы узнаем, так ли это, и ознакомимся с подробностями, но очевидно, что если такое решение принято, то в новом статусе Фонд и принципы его работы еще легче «перепахать», и потому голос в его защиту должен звучать еще громче.
Полная версия заметки - в газете "Троицкий вариант"
Не опять, а снова!
21 мая 2010 года на сайте scientific.ru начат сбор подписей под письмом президенту РФ. По состоянию на 25 мая письмо подписали более 100 человек. Обсудить публикацию можно также в ЖЖ-сообществе ТрВ-Наука.
В последние годы жанр «коллективное письмо президенту» приобрел в научной среде особую популярность. Президенту пишут, а на письма отвечает, как водится, какой-нибудь «начальник ЖЭКа»: «Ведется большая работа, она будет продолжена». А жизнь течет своим чередом.
Данное письмо в известном смысле продолжает прошлогоднее «письмо 500 докторов», в котором ученые выражали беспокойство по поводу судьбы ведущих научных фондов – РФФИ и РГНФ, – а также призывали изменить законодательство о госзакупках, совершенно не приспособленное к реалиям научно-образовательной сферы. После письма ситуация изменилась, только совсем не так, как рассчитывали ученые: бюджет научных фондов заметно урезали, а правила, регулирующие конкурсы ФЦП «Кадры», изменились в худшую сторону.
Писать доброму царю челобитные, открывающие ему глаза на действия злых бояр, конечно, наивно. Однако целью коллективного письма может быть и привлечение внимания к определенным проблемам не только (а может быть, даже и не столько) президента, но и общества. Это действие может быть дополнено статьями в СМИ, обсуждениями в Интернете. Тогда и взгляд на его осмысленность будет другой.
А насчет безрезультатности... Мне вспоминается заметка Анастасии Казанцевой «Выученная беспомощность», написанная после прочтения книги Дмитрия Жукова «Биология поведения: гуморальные механизмы» и опубликованная в прошлом номере ТрВ. Термин «выученная беспомощность» означает вот что: после того как животное предприняло несколько неудачных попыток превратить неприятную ситуации в нейтральную, оно перестает пытаться что-то изменить. А дальше процитирую Казанцеву: «Но во многих ситуациях создание выученной беспомощности – важнейший инструмент управления людьми. Необъективные оценки в плохой школе, противоречивые приказы в плохой армии и немотивированная холодность (лучше всего – в непредсказуемом сочетании с немотивированными похвалами) в плохой семье преследуют одну и ту же цель: показать человеку, что от него ничего не зависит, а значит, не стоит и пытаться что-то делать. Жить в окружении людей с выученной беспомощностью бывает очень удобно. От них очень легко добиваться того, что нужно».
Кажется, наша правящая бюрократия весьма преуспела в выработке у граждан «выученной беспомощности». На каждое неугодное действие у нее есть свой ответ: на неправильное голосование – правильный подсчет голосов; на неправильный судебный иск – правильный Басманный суд; на неправильный митинг – правильный ОМОН; на неправильное письмо – правильный начальник ЖЭКа. Главное – приучить граждан терпеливо приспосабливаться к любому создаваемому властью маразму.
Все это есть и в научной сфере: нас старательно приучают к тому, что результат не имеет значения, а главное – это правильно оформленные бумаги; что, увидев очередное безобразие, нужно попытаться встроиться в него и извлечь выгоду, что чиновники имеют полное право по своему усмотрению рулить денежными потоками и получать «должностную ренту», что имитация деятельности – это как минимум необходимая стадия всякого проекта.
В общем, каждому решать, что хуже – чувствовать себя подписантом челобитной царю или прилежным учеником власти. Мне лично кажется, что надо не потакать правящей бюрократии, стараясь молча преодолевать создаваемые ей препятствия, а причинять ей ответный дискомфорт. И чем более активно бездарность действий чиновников будет обсуждаться публично, тем большее неудобство будет испытывать бюрократия. И тем больше шанс, что что-то изменится к лучшему.
Поэтому – да, еще одно письмо. Не опять, а снова.
Полная версия заметки - в газете "Троицкий вариант"
К науке это не имеет отношения, или Злоключения высокой комиссии
Тяжелая была доля у Комиссии РАН по проведению экспертизы работ В.И. Петрика – и поддержать одиозного Виктора Ивановича никак нельзя, и его могущественного покровителя, Бориса Вячеславовича, обидеть никак невозможно. Видимо, поэтому выработка заключения комиссии столь затянулось – вместо конца февраля оно было обнародовано лишь в конце апреля. Заключение, как и положено, оказалось выдержанным и взвешенным – это академику Алдошину и его коллегам в гостях у Петрика можно было проявлять все гамму радостных эмоций, а комиссия должна быть подчеркнуто официальна.