Также:

в блоге Кто остановил войну в Грузии?

Vip Александр Бондарев 29.05.2013

225

Cегодня, 29 мая 2013 г., польская «Газета Выборча» опубликовала интервью известного американского дипломата Мэтью Брайза, сотрудника администрации президента Дж.Буша, который в 2008 году в качестве заместителя помощника госсекретаря США непосредственно занимался в Белом доме вопросами мирного урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Российско-грузинскую войну 2008 г. он знает, как говорится, из первых рук. Не менее интересны и его высказывания относительно сегодняшней ситуации в Грузии. Любопытно, что «Газета Выборча», которая всегда яростно выступала (и продолжает выступать) против политики президента Качиньского, напечатала это интервью под заголовком «Лех Качиньский не остановил русские танки в Грузии», тогда как несколькими строчками ниже пишет: «Если Буш помог остановить русские войска, то Качиньский с его соратниками – президентами [из Восточной Европы], возможно, предотвратили войну». Далее следует русский перевод публикации.

«Визит руководителей Украины, Литвы, Латвии и Эстонии в Тбилиси во время войны с Россией имел огромное значение, но русские танки уже тогда были остановлены. Грузины обязаны этим острому выступлению президента США Буша, – говорит Мэтью Брайза (Matthew Bryza), который в 2008 году был в Белом доме ответственным по проблемам Кавказа.

Коалиция «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили победила на парламентских выборах в прошлом году и после девяти лет отстранила от власти партию «Единое национальное движение» президента Михаила Саакашвили.

Новое правительство выставляет в качестве своих достижений реформы системы медицинского страхования или снижение тарифов на электроэнергию и газ, но, по всей видимости, самое большое внимание уделяет сведению счетов с предыдущим правительством. Одна из подобных идей – это выяснение обстоятельств войны с Россией в 2008 году, когда Грузия окончательно потеряла две взбунтовавшиеся уже в 90-х годах провинции – Абхазию и Южную Осетию.

Новое правительство хочет добиться, чтобы показания перед судом давал сам Саакашвили, который неизменно подчеркивает, что в 2008 году столкновение было спровоцировано русскими (они с самого начала поддерживали марионеточные режимы в Абхазии и Южной Осетии), которые первыми открыли огонь. Тем не менее, представители ОБСЕ и Европейского Союза в своих отчетах отметили, что хотя грузины и открыли огонь первыми, но до этого они непрерывно подвергались провокациям со стороны русских и осетин.

Михаил Саакашвили, который одним из важнейших приоритетов своей политики сделал достижение полной независимости от России и сближение Грузии с Европейским Союзом и НАТО, решительно поддерживала администрация президента Джорджа Буша (в частности, она оказала помощь в модернизации грузинской армии).

«Газета Выборча»: Стоит ли сегодня возвращаться к августовской войне 2008 года?

Мэтью Брайза *: Это одно из важнейших событий в истории Грузии, поэтому понятно, что грузины хотят рассмотреть его еще раз. Не замешаны ли здесь и политические вопросы – это вопрос, на который я не могу ответить.

Премьер Иванишвили неоднократно обвинял Саакашвили в провокации. Как вы, будучи свидетелем этих событий, оцениваете действия президента? Это Саакашвили сделал первый шаг?

– Нет. Я до конца жизни буду убежден, что это Россия спровоцировала Саакашвили. Именно с ее стороны были сделаны первые выстрелы и именно она отдала южным осетинцам приказ стрелять. Грузия ответила и зашла слишком далеко – именно этого и хотела Москва. Это наша официальная позиция.

Ошибка Саакашвили состояла в том, что они не послушал друзей, которые говорили ему: «Если вы считаете, что русские намерены вторгнуться в Грузию, отступите на оборонительные позиции, потому что если дело действительно дойдет до вторжению, то вы их не остановите. Если же вы ответите [на провокации ], то русские скажут, что это вы начали, а вас не будет такой политического влияния, как у них». Именно так все и произошло.

Но почему же президент Саакашвили не послушал своего важнейшего союзника? Госсекретарь Кондолиза Райс была в Тбилиси в июле 2008 года, президент Буш дважды разговаривал с Саакашвили в апреле ...

– Он решил, что у него нет выбора. Он подумал, что если оставить [провокации] без ответа и не попытаться сохранить грузинскую территорию, то он войдет в историю как трус или как президент, который не выполнил свою миссию. Я считаю также, что его окружение дало ему неудачные советы.

Сегодня администрация Обамы не уделяет такого же внимания странам Закавказья, как в свое время это делала администрация Буша.

– Я разочарован нашей теперешней политикой на Кавказе – это тактика отступления, чтобы не вызвать напряженности в отношениях с Россией. Поэтому было принято решение, что проще всего свалить вину за все проблемы на Саакашвили. Я думаю, что это гигантская ошибка. Не только потому, что Кавказ действительно важен, но и потому, что это недвусмысленный сигнал для России: вы можете вторгнуться в другую страну, можете его провоцировать и не будете отвечать за последствия.

Новое правительство стремится к нормализации отношений с Россией, хотя русские войска по-прежнему дислоцируются в Абхазии и Южной Осетии, а Москва даже признала независимость этих республик, являющихся частью Грузии.

– Позиция Тбилиси ясна: как премьер-министр [Иванишвили], так и и президент [Саакашвили] заявляют, что нормализация дипломатических отношений невозможна, пока Россия фактически оккупирует грузинские территории. Тем не менее, следует восстанавливать экономические и торговые отношения, ибо нет никаких причин, чтобы блокировать подобного типа сотрудничество.

И все же ситуация в Грузии кажется неопределенной. Коалицию «Грузинская мечта» часто обвиняют в том, что она действует из соображений чисто политической мести, а против все новых и новых сотрудников Саакашвили выдвигаются обвинения. Эти голоса особенно громко доносятся из Европейского Союза.

– Победа «Грузинской мечты» была неожиданностью для всех. Я не уверен даже, что сама коалиция была к этому готова. Я думаю, однако, что Грузия развивается в гораздо более здравом направлении. Я не заметил в Вашингтоне опасений, что Грузия окончательно проиграна России. А Тбилиси по-прежнему очень хочет в будущем войти в состав Европейского Союза и НАТО.

Вашингтон выразил удовлетворение демократической передачей власти. Многим у нас в США нравится Саакашвили, но еще больше им нравится демократия.

Каковы причины столь разительного несходства между подходами США и Европейского Союза?

– У Саакашвили нет подлинных друзей и сторонников в Брюсселе, которые в состоянии оценить то, что он сделал для своей страны. Я помню наш разговор с президентом Эдуардом Шеварднадзе [предшественником Саакашвили] о том, как безнадежна была ситуация, когда Грузия была по уши в долгах у Газпрома – и, следовательно, полностью от него зависела. Не было никакой действующей налоговой системы, бюджет был ничтожным, страна катилась в пропасть...

Это Саакашвили и пришедшие с ним люди изменили Грузию. Несмотря на войну с Россией, и тот факт, что он позволил загнать себя в ловушку, многие помнят о его заслугах.

Вернемся к войне 2008 года. В Польше продолжаются споры о значении совместного визита в Грузию [в августе 2008 г.] президента Леха Качиньского, а также президентов Литвы, Украины, Эстонии и премьер-министра Латвии. Польский президент произнес в Тбилиси чрезвычайно эмоциональную речь. Он действительно остановил русские танки?

– Это был визит огромной важности, но не из-за танков. Русские танки к тому моменту уже были остановлены, и исторические источники отметят, что грузины обязаны этим чрезвычайно острому выступлению президента Буша. Тем не менее, на протяжении этих нескольких дней, каждый из нас опасался, что Путину удастся убедить тогдашнего президента Дмитрия Медведева, и танки веовь двинутся [на Тбилиси]. Однако самим своим прибытием в столицу Грузии президенты [из Восточной Европы] послали сигнал: «Дальше вы не пойдете».

Я прилетел в Тбилиси как раз в тот момент, когда русские войска прорвали оборону Грузии. Я должен был успокоить президента Саакашвили и подготовить его к перемирию. Тогда президент Франции Николя Саркози договорился в Москве об ужасной сделке, которая фактически легализовала российскую оккупацию Грузии [Париж был тогда председательствовал в ЕС]. Саакашвили ненавидел этот документ. Я никогда не забуду его реакцию, когда я вошел в его кабинет – он был просто взбешен. Мы боялись, что он может отказаться от этих договоренностей.

Визит президентов из стран Восточной Европы имел решающее значение, потому что это помогло Саакашвили более трезво взглянуть на ситуацию, чтобы он не отказывался от заключения перемирия, но настаивал на поправках [к документу, подписанному Саркози]. Именно это действительно остановило войну.

* Мэтью Брайза – американский дипломат, в 2011-12 гг. – посол США в Азербайджане, бывший заместитель помощника государственного секретаря по делам Европы и Евразии, сопредседатель Минской группы ОБСЕ. С июня 2005 г. — заместитель помощника госсекретаря США. Занимался вопросами мирного урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Начал свою карьеру в качестве советника по политическим вопросам посольств США в Варшаве (1989-1991) и России (1995-1997). В настоящее время Брайза является директором Международного центра оборонных исследований (ICDS) в Таллинне.


Комментарии
User leokadij [myopenid.com], 30.05.2013 07:54 (#)

1956 - Венгрия.
1968 - Чехословакия.
1980 - Польша
2008 - Грузия.

(А Саркози - мерзавец.)

User bars13, 30.05.2013 08:05 (#)

спасибо БУШУ,КАЧИНЬСКОМУ и ЮЩЕНКО,все они проявили разум и мужество.

User bars13, 30.05.2013 11:12 (#)

и СЕРДЦЕ,конечно!

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: