Алексей Макаркин

Цитаты


Для того чтобы было противостояние митингов, нужна энергетика, нужна сильная эмоция. Вот у оппозиции есть сильные эмоции, причем и у тех, кто был на трибуне оппозиционного митинга, и у его рядовых частников. Здесь же (на Поклонной. - Ред.) ситуация другая. Здесь большая, захлестывающая суперэмоция у тех, кто был на трибуне митинга, ориентированного на власть, – и в то же время какое-то очень индифферентное отношение у тех, кто присутствовал. Поэтому организовать здесь какое-то такое противостояние, я думаю, будет очень проблематично.
Сразу же появилась версия, что он недоволен неполученным премьерством. Однако она выглядит недостаточно убедительной... Видимо, главной причиной ухода Кудрина являются сущностные проблемы.... На пленарном заседании Госдумы 21 сентября Кудрин вновь заявил, что властям в ближайшем будущем придется выбирать из двух зол — либо повысить планку возраста для выхода россиян на пенсию, либо компенсировать недостающие средства за счет повышения налогов... Объявление о том, что Медведев возглавит правительство, могло быть расценено Кудриным как негативная реакция на его предложения, попытку власти «обойти» выдвинутую им дилемму. У Кудрина уже давно существуют разногласия с помощником президента Аркадием Дворковичем...
Прохоров считал, что действует в оговоренных рамках. Он не стал общаться с представителями внесистемной оппозиции, выступал с достаточно умеренных позиций, был осторожен. Но попутно выяснилось: в условиях приоритетности «Единой России», Прохоров был возможен только как игрок, который выступает с умеренно-либеральных позиций в политике и радикально-либеральных в экономике. Пока он отстаивал 60-часовую рабочую неделю, другие непопулярные инициативы, он был приемлем для власти и удобен для «ЕдРа» как объект критики. Но очень быстро Прохоров понял, что с такой программой в Думу не попадешь... Прохоров решил рискнуть и выдвинуть более широкую программу. Но здесь он вторгся на электоральную поляну партии власти, а это шло вразрез с задачей максимизации результатов «Единой России»... Прохоров стал лишней фигурой. В этой ситуации у него был вариант – спокойно уйти. Был и другой теоретический вариант: принять правила игры, получить свои 2% голосов, и после этого тоже уйти. Но речь шла о человеке, у которого много миллиардов долларов, о человеке с высокой самооценкой. Для него оба варианта оказались неприемлемы: он втянулся в процесс, взял на себя обязательства (например, перед Ройзманом) – для него поражение было бы негативным фактором. Поэтому Прохоров решил бороться. И вот здесь выяснилось, что он реально не контролирует партию, в которую пришел.
Медведеву нужно позиционировать себя как человека современного, который в свободной непринужденной обстановке может обсуждать значимые общественные проблемы по Химкинскому лесу, "Охта-центру", Бычкову. Тот факт, что президент использовал очередную площадку для высказывания своего мнения, является значимым. Его позиция по "Охта-центру" учитывает мнение общественности и гражданских организаций. Однако в связи с тем, что на эту встречу не пригласили Шевчука, осталась некоторая недосказанность. Юрий Шевчук активно высказывается по ряду вопросов и участвует в защите Химкинского леса. Возникает ощущение, что после его общения с Путиным власть не хочет обсуждать с ним какие-либо темы.
Есть два новых явления, которые нуждаются в серьезном осмыслении. Первое из них – отказ от жесткой политики исключений в пользу постепенного, эволюционного (в стиле Медведева) "включения" критиков власти в процесс диалога.
...Второе явление – месседжи Медведева, адресованные обществу. Это не только статья в "Газете.ру", но и критика в адрес государственных корпораций, и позиция в "деле Подрабинека", озвученная пресс-секретарем президента Натальей Тимаковой. Без этого политика "включения" могла быть объяснена стремлением расколоть оппозицию, вырвав из ее рядов наиболее дееспособные элементы. Похоже, однако, что дело не в этом. Медведев, желая создать максимально представительную политическую коалицию, действительно ищет союзников, в том числе и в той части общества, которая для российской власти последних лет была "отрезанным ломтем". А уже эта часть – оппозиционная – вынуждена в связи с этим определяться, раскалываясь на "большевиков" и "меньшевиков".