Александр Архангельский

Цитаты


Если бы сегодняшний приговор был правосудным, девицы были бы оправданы за отсутствием состава преступления. И осуждены по административной статье, давным-давно превышенной в разы. И вот тогда я мог бы с чистой совестью сказать все, что думаю о группе Пусси Райот. В этическом смысле. И в эстетическом. И о мире, где над пустотой насыпана гора из шлака. Зато всемирного масштаба. И о власти, которой не хватило ума остановить этот кошмар. И о том, что общество дошло до полубезумия.

Но приговор обвинительный, поэтому насчет морали я молчу. Потому что девицы не дошли до той степени аморализма, до которой докатился наш российский суд, ставший подстилкой для сиюминутной политической надобы.

...Я считаю выходку пусь безобразием, тексты их песен бездарными, я не хотел бы жить в обществе, где каждый дурак может протестовать в церкви или пилить кресты, как сегодня это сделала группа «фемен». Но еще больше я не хочу жить в обществе, которое попахивает Талибаном.

Судя по всему, что происходит последнюю неделю-две, власть либо готовится заварить гайки, потому что резьба сорвалась, либо, наоборот, хочет самой себе отрапортовать, что принятые меры оказали нужное воздействие.

Но в любом случае и подписанный закон, и утренние обыски у организаторов прошлого митинга аккурат накануне нового будут иметь одно-единственное следствие: массовый приток участников. Просто как в советском учебнике: организующая и направляющая роль КПСС.

Психоаналитики, которые вечно грустный образ Чулпан прочитывают как "сигнал заложника", тоже нуждаются в помощи психоаналитика.

Ничего серьезного и сложного в жизни не делая, не руководя проектами, в которых неизбежно соприкосновение с государством, нечестно, даже подло обличать тех, кто это делает за нас, - и директоров музеев, и директоров театров, и ректоров...

Что я думаю об Удальцове и его идеях - разговор отдельный и не сейчас. Сейчас власть совершает глупость, помноженную на подлость, - применяет жесткий вариант судебного решения. Бессмысленный, никак не соотнесенный с реальностью. Случись что с Удальцовым, мало никому не покажется. Господа, вы не только звери. Вы идиоты.
Прохорова загнали в угол. Если он сейчас не сможет подняться, если сползет на обочину, то будет постепенно обнулен и в бизнесе. По законам родимого русского рынка, который он же среди прочих создавал. Крутизна является условием дальнейшего движения; тебя опустили в политике, значит, могут опустить и по деньгам. И в такой ситуации он обречен как минимум на попытку создания реальной политической силы.
Молодогвардейцы, разумеется, непричастны к драме Кашина; тот редкий случай, когда можно сказать: кишка тонка, и слава Богу.

Но. Многие из нас замечают, что в последнее время общественная атмосфера стала сгущаться, "тяга к разрывам" усиливается. Слишком много развелось той гнили, которая сама по себе вроде бы и безвредна, только противна, а все же разрушает общественное равновесие и тем самым способствует злу. Если руководителям псевдоправославных отрядов нашистской самообороны позволено призывать гремучую смесь из дураков и циников к травле журналиста, который должен "бояться выйти из дому", чтобы не быть оплеванным, если можно на Селигере безнаказанно издеваться над изображениями "врагов", если можно вытирать ноги о фотографии реальных людей, если Рамзану Кадырову разрешено в эфире НТВ прилюдно и без юридических последствий говорить, что Герман Садуллаев - не чеченец и не мусульманин и даже не человек, если судьбы девочек из боголюбовского приюта становятся разменной монетой в околоцерковных разборках, - и так далее, то почему бы ДРУГИМ не перейти от слов к делу? Возле Карамазова всегда приблудный Смердяков. Одни создают тот смысловой фон, на котором жестокость становится моральной нормой. А другие берут в руки биты.

...В этих обстоятельствах либо нужно закрыться в кабинете, и бормотать себе под нос недовольные слова, либо пользоваться теми площадками, какие есть. Без хамства и без раболепия. Сохраняя право на свободное суждение в несвободных обстоятельствах. Либо уходить на улицу и начинать готовить революцию. В возможности которой я лично а) не верю, б) слишком хорошо представляю неизбежные последствия. Другой вопрос, что если не менять систему (как нас учил водопроводчик), она довольно быстро просядет и рухнет. Тогда и управляемая революция покажется спасением. Но пока не пройдена точка невозврата, по мне так лучше делать, что возможно.



(После встречи писателей с Владимиром Путиным)

Острые вопросы не задавали, не из страха (чего бояться? никто никаких ограничений не ставил), а потому что жизнь за пределами цеха не так уж интересна.