Надежда Толоконникова
Цитаты
...Я думаю, что до тех пор, пока Путина не уберут, ничего не изменится. Он заинтересован в том, чтобы эта система была максимально карательной... Если уберут, то вариантов развития великое множество. Но, я думаю, если мы возьмем все в свои руки, мы сможем реформировать эту систему правильным образом.
Мы вновь в России оказались в таких обстоятельствах, что сопротивление, и не в последнюю очередь сопротивление эстетическое, оказывается нашим единственно нравственным выбором и гражданским долгом.
Эстетика путинского режима – эстетика охранительная, и она не случайно, но последовательно, настырно цитирует и воссоздает эстетики двух режимов, исторически предшествующих нынешнему: эстетику царско-имперскую и дурно понятую эстетику соцреализма с его рабочими условного "Уралвагонзавода". Воссоздание этого производится настолько топорно и нерефлексивно, что идеологические аппараты текущего политрежима не заслуживают никаких похвал. Даже пустое место соблазнительнее и привлекательнее – своей минималистичностью.
Любое государственное учреждение в России, тем более столь важная часть репрессивной машины государства, как колонии, эту никчемную эстетику подобострастно воспроизводят.
Так, если вы женщина, тем более молодая и хоть немного привлекательная, то вы просто обязаны участвовать в конкурсах красоты. Если участвовать не будете – не дадут УДО, сославшись на игнорирование вами мероприятия "Мисс очарование". Не участвуете – значит, по заключению колонии и вторящего ей суда, не имеете активной жизненной позиции. А я утверждаю, что моя принципиальная и тщательно продуманная жизненная позиция и проявляется в бойкоте конкурса. Моя позиция – и только моя, а не охранительная позиция лагерного начальства – в изучении моих книг и журналов, время на чтение которых я силой отбираю у колонистского отупляющего распорядка дня.
Нас везде – в школах, в тюрьмах, в университетах, на избирательных участках и перед экранами телевизоров – учат подчиняться, врать, недоговаривать; произносить "да", когда хочется сказать "нет". И наша большая цивилизационная задача – воспитать в себе, в своих детях и друзьях противоядие этому подчинению, съедающему человека.
Я требую называть вещи своими именами. Да, не прошла колонийский тест на лояльность охранительной системе ценностей и эстетике в частности, но в активной жизненной позиции мне отказывать просто смешно.
Из речи, приготовленной для суда по УДО
"Встал ли осужденный на путь исправления?" – этим вопросом задаются, когда рассматривают возможность условно-досрочного освобождения. Я бы хотела, чтобы мы с вами сегодня задались еще и следующим вопросом: а что это за путь – путь исправления?
Я абсолютно уверена, что единственно правильный путь – это тот, на котором человек честен с окружающими и с самим собой. Я этого пути придерживаюсь и сходить с него не буду, куда бы меня ни занесла судьба. Я настаивала на этом пути, еще будучи на воле, я не отступилась от него в московском СИЗО, изменять принципу честности меня не научит ничто, даже мордовские лагеря, куда с советского времени власти любят ссылать политзаключенных.
Поэтому я не признавала и не буду признавать вину, вмененную мне приговором Хамовнического районного суда, противозаконным и вынесенным с неприличным количеством процессуальных нарушений. В данный момент этот приговор обжалуется мной в вышестоящих судебных инстанциях. Принуждая же меня ради УДО признать вино, УИС подталкивает меня к самооговору и, следственно, ко лжи. Является ли способность ко лжи знаком того, что человек встал на путь исправления?
В приговоре у меня написано, что я феминистка и, следовательно, должна испытывать ненависть к религии. Да, проведя год и два месяца в заключении, я по-прежнему феминистка и еще – оппонент стоящих во главе государства людей; но во мне, как и раньше, нет ненависти. Эту ненависть не могут разглядеть и десятки осужденных женщин, с которыми я посещаю православный храм в ИК-14.
Чем еще я занимаюсь в колонии? Я работаю, с первых дней в ИК-14 меня посадили за швейную машинку, и теперь я – швея-мотористка. Некоторые полагают, что делать художественно-политические акции – легко, что это занятие не требует осмысления и подготовки. Судя по своему многолетнему опыту акционизма, могу сказать, что осуществление акции осознание художественного продукта – кропотливая и часто изматывающая работа. Потому работать я умею и люблю. Мне не чужда протестантская трудовая этика. Физически мне не трудно быть швеей. И я ей являюсь. Выполняю все требуемое от меня. Но, понятно, я не перестаю за швейной машинкой думать, в том числе о пути исправления, и, следовательно, задаваться вопросами. Таким, например: а почему нельзя предоставлять осужденным выбор того рода общественно полезной деятельности, которой они будут заниматься в свой срок? Согласно их образованию и интересам? Я, имея опыт обучения на философском факультете МГУ, с удовольствием и увлечением могла бы, пользуясь библиотечной и присылаемой мне литературой, заняться составлением образовательных программ и лекций. И я, кстати, без вопросов занималась бы такой работой больше положенных ТК РФ 8 часов, бы занималась ей все свободное от режимных мероприятий время. Вместо этого я шью милицейские штаны, что, конечно, тоже полезно, но в этом деле я явно не столь продуктивна как могла бы быть продуктивна в проведении образовательных программ.
...Нам всем – в том числе узникам Болотной, моей отважной соратнице Марии Алехиной, Алексею Навальному и – всем, всем, всем – хватает сил, убежденности и упорства, чтобы пережить эту реакцию и остаться победителями.
...Недавно мне в письме прислали притчу, ставшую для меня важной. Что случится с разными по характеру вещами при попадании в кипяток? Хрупкое – яйцо – станет твердым, твердое – морковь – размягчится, кофе же растворится и захватит собой все. Итог притчи таков: будьте как кофе. Я в колонии – это тот самый кофе.
Я хочу, чтобы те люди, которые выступили инициаторами заключения меня и десятков других политических активистов за решетку, поняли одну простую вещь: нет непреодолимых препятствий для человека, ценности которого складываются, во-первых, из его принципов и, во-вторых, из работы и творчества. Исходя из этих принципов. Если ты сильно во что-то веришь, вера поможет выжить тебе где угодно и где угодно остаться человеком.
Свой мордовский опыт я, несомненно, использую в будущей деятельности и, пусть это случится и по окончанию моего срока, реализую его в проектах, которые будут сильнее и политически масштабнее, чем все то, что случалось со мной раньше.
Несмотря на то, что опыт заключения - крайне непростой опыт, мы, политзеки, становимся в результате его приобретения только сильнее, смелее и упорнее. И тогда я задам последний на сегодня вопрос: какой тогда смысл в том, чтобы держать нас тут?
Из телефонного интервью Slon.Ru, 20.03.2013
"Новая газета", 23.01.2013
Остановите разборки о бренде!
Остановите регистрацию бренда!
Остановите безумие.
Мне глубоко отвратительны финансовые и брендовые разбирательства.
Деньги - это пыль.
Если они нужны кому-то - берите их.
Зарабатывайте их; крадите даже, если захотите.
Меня не интересуют деньги и бренды, мне нужна свобода - не для себя, а для России.
С любовью ко всем мыслящим гражданам всего мира,
Надя
Друзья, все остальные и – отдельно – желтые медиа,
Прошу вас впредь не перевирать слова людей, которые сидят в тюрьме. Хотя бы из этических соображений. Будь мы на свободе, мы всегда могли бы исправить, откомментировать неточность толкования. Но оттуда – увы – не можем. Поэтому относитесь к словам угнетенных бережней. Не насилуйте их.
Мне хотелось бы в связи с появлением множества лжеинтерпретаций уточнить несколько моментов относительно нашего с Машей заявления о роли Пети Верзилова (не отказываясь от самого заявления):
1) Заявление имело чисто идеологический характер и было мотивировано вопросами политическими, феминистскими, радикально антииерархическими.
Никакого экономического интереса или финансового недоверия за заявлением не стояло. Это не те вещи, которые нас волнуют и трогают. Нас возбуждает только политика.
2) Квазимошенничество ≠ мошенничество. Опять же, поднимаемый нами вопрос идеологический, но ни в кой мере не финансовый.
3) Это заявление не «против Пети». Мы не против кого-либо, кто решил нас поддерживать. Это заявление, корректирующее в медийном плане роль Пети. К несчастью, из-за глубокого сексизма, пронизывающего (все еще) наше общество, люди склонны искать за сильными, смелыми и эффективными поступками женщин курирующего их мужчину. Что возмутительно и оскорбительно.
Активистки – вокалистки Pussy Riot - самостоятельны и инициативны. Ровно об этом мы и говорим в нашем заявлении: не ищите за нами мужчину, его там нет. Мужчина может быть лишь среди нас, в качестве сторонника.
Надя Толоконникова
19 октября 2012 г.
Спасибо за поддержку. Заключенные в карантине мне уже сказали, что вы тут сидели. Меня это ободрило (вышли же в уме и здравии). Значит, и я смогу. Пока все благополучно. Я отношусь ко всему очень спокойно и с юмором (а также с научной любознательностью, вы очень правы насчет этнографической экспедиции) и поэтому все переношу легко. Все будет замечательно. Удачи вам.
С уважением, Надя
Блог Светланы Бахминой, 29.10.2012
уважаемые работники масс-медиа
и все заинтересованные лица!
Считаю важным еще раз заявить о следующем: никакого раскола в Pussy Riot нет.
Все злые языки я прошу заняться какой-нибудь другой темой и не трогать Pussy Riot.
Я и Маша Алехина искренне рады тому, что Катя Самуцевич вышла на свободу и получила возможность дальше заниматься гражданским активизмом. Мы считаем, что это большая наша победа и победа всех тех, кто поддерживал Pussy Riot. Госсистема РФ вынуждена была отступиться и отпустить одну из нас.
Мы верим, что Кэт надерет задницу за нас тому, кому надо.
Pussy Riot не раскалываются, они всегда живы, сильны и эффективны.
С уважением,
Надя Толоконникова
12 октября 2012
СИЗО #6
Спасибо за письмо, за поддержку. Я приходила в Хамовнический суд со своим отцом, когда Вас судили. Аквариум - идиотский, по стеклу идут блики, и человека, в нем сидящего, почти не видно. Так что когда я сама в ровно этом же аквариуме оказалась, я четко знала, что место это придумано для того, чтобы лишить человека и лица, и голоса. Но Вас, несмотря на все старания, лишить лица и голоса не удалось. Пленных участниц Pussy Riot Ваш опыт ободряет. Спасибо.
Те люди, которых я встречала в СИЗО №6, Вас уважают, всячески и искренне желают скорейшего освобождения. Мы бы очень не отказались поехать отбывать свой срок к Вам - и поговорили бы... Но, к несчастью, в России еще очень сильны гендерные предрассудки, Pussy Riot еще не окончательно уничтожили это дурацкое деление на "мужское" и "женское".
Удачи вам. Все УЖЕ хорошо.
Надя
09.09.2012 г.
Мы искали настоящей искренности и простоты и нашли их в панк-выступлениях. Никакой напускной благопристойности... Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но лукавят и грешат куда больше нашего... Нам от одного российского воздуха больно. Нас не устраивает вынужденная гражданская пассивность большей части населения, нас раздражает скандально низкая слабость горизонтальных связей внутри общества...
Все больше и больше людей верят в нас и считают, что нам не место за решеткой... Многие говорят, что наш политический жест был правильным, что мы раскрыли язвы этой системы, разворошили осиное гнездо, которое потом кинулось на нас.
С каждым днем люди все больше и больше понимают, что если политическая система ополчилась на трех девочек, которые в течение 30 секунд выступили в ХХС, это значит, что она их боится... Люди чувствуют правду, пути правды всегда торжествуют в итоге над путями коварства и лжи.
Мы говорим все, что хотим. А те люди, которые сидят там (на стороне обвинения. - Ред.), они говорят лишь то, что дозволяет им политическая цензура. Они не могут говорить такие слова, как "панк-молебен "Богородица, Путина прогони". Они не могут произносить строчки из нашего панк-молебна, которые касаются политической системы... У них зашиты рты. Может быть, они осознают это и тоже в конце концов пойдут по пути правды и искренности. Потому что все это выше статичности, напускной благопристойности и лицемерия. Статичность и поиск истины всегда противоположны. И на этом процессе мы видим людей, которые пытаются найти истину, и людей, которые пытаются закрепостить тех, кто хочет найти истину. Человек - существо, которое всегда ошибается, оно несовершенно. Оно всегда стремится к мудрости но никогда ее не имеет... Мменно поэтому родилась философия. Философ - тот, кто любит мудрость и стремится к ней, но никогда ею не обладает. Именно это заставляет его действовать, думать и жить в конечном счете так, как он живет. И именно это заставило нас пойти в храм Христа Спасителя. Я полагаю, что христианство, как я его поняла, изучая Ветхий Завет и в особенности Новый Завет, поддерживает именно поиск истины и постоянное преодоление себя - преодоление того, чем ты был раньше. Христос не зря был с блудницами. Он говорил: я помогаю тем, кто оступается, и я прощаю их. Но почему-то я не вижу этого на нашем процессе, который проходит под знаменем христианства. Мне кажется, что сторона обвинения попирает христианство...
Правда и добро всегда торжествуют над ложью и злом. Мне кажется, какие-то высшие силы направляют речи адвокатов противоположной стороны, которые постоянно оговариваются и называют нас "потерпевшими"... Нам нужно найти контакт и восстановить диалог, совместно стремиться к истине, а не просто стигматизировать и вешать на людей ярлыки. Это последнее, что может делать человек. И Христос осуждал это.
...Cейчас здесь над нами в судебном процессе происходит надругательство. Кто бы мог подумать, что история, в частности - еще недавнего страшного большого сталинского террора, - ничему не учит... Хочется рыдать, глядя на то, как приемы средневековой инквизиции воцаряются в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации.
Но с момента ареста мы разучились плакать. Мы отчаянно кричали на наших панк-концертах, как могли и умели, о беззакониях властей, но вот - у нас украли голос. Весь процесс нас отказываются слышать. Слышать - это значит воспринимать, стремиться к мудрости, быть философом. Мне кажется, каждый человек должен в глубине души к этому стремиться. Само по себе формальное образование - это ничто. Адвокат Павлова (Лариса Павлова, представляющая интересы потерпевших. - Ред.) постоянно стремится упрекнуть нас в недостатке образования. Можно обладать огромным количеством знаний, но не быть при этом человеком.
...Мы здесь лишь декорации, тела, доставленные в зал суда. Мы протянули руку людям, которые считают нас своими врагами, а они в эту руку плюнули. Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, гонимы.
Слушайте нас - нас, а не Аркадия Мамонтова о нас. Не искажайте и не перевирайте все нами сказанное и позволяйте нам вступить в диалог, в контакт со страной, которая в том числе и наша, а не только Путина и патриарха.
Я, как Солженицын, верю в то, что слово разрушит бетон. Я, Катя и Маша сидим в тюрьме, в клетке, но я не считаю, что мы потерпели поражение. Как и диссиденты, находясь в тюрьмах и психушках, выносили приговор режиму.
Искусство создания образа эпохи не знает победителей и проигравших. Так поэты-обэриуты до конца оставались художниками, будучи "зачищенными" в 1937 году. Введенский писал: "Нам непонятное приятно, необъяснимое нам друг". Согласно официальному свидетельству о смерти, Введенский умер 20 декабря 1941 года. Причина неизвестна: то ли дизентерия в арестантском вагоне, то ли пуля конвоя. Место - где-то на железной дороге между Воронежем и Казанью. Pussy Riot - ученики и наследники Введенского, его принцип плохой рифмы для нас родной... Ценой собственных жизней обэриуты невольно доказали, что их ощущение бессмысленности и алогичности как нервов эпохи было верно... Цена соучастия в сотворении истории всегда непомерно велика для человека... Обэриутов считают умершими, но они живы. Их наказывают, но они не умирают.
А помните ли вы, за что был приговорен к смертной казни молодой Достоевский? Вся вина его заключалась в том, что он увлекся теориями социалистов и на собрании дружеского кружка вольнодумцев, собиравшегося по пятницам в квартире Петрашевского, обсуждал сочинения Фурье и Жорж Санд. А на одной из последних пятниц прочел вслух письмо Белинского к Гоголю, наполненное, по определению суда - внимание - "дерзкими выражениями против правословной церкви и верховной власти". После всех приуготовлений к смертной казни и после 10 безмерно страшных минут ожидания смерти было объявлено о перемене приговора на 4 года каторжных работ с последующим отбыванием воинской службы.
Сократ был обвинен в развращении молодежи своими философскими беседами и в непризнании афинских богов. Сократ обладал связью с внутренним божественным голосом и ни в коем случае не был богоборцем. Но для кого это имело значение, коль скоро Сократ раздражал влиятельных жителей города своим критическим, диалектическим и свободным от предрассудков мышлением? Сократ был приговорен к смертной казни и, отказавшись бежать, хотя ему и предлагали, хладнокровно выпил кубок с ядом цикуты и умер.
Не забыли ли вы, при каких обстоятельствах завершил свой земной путь последователь апостолов Стефан? "Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон". Он был признан виновным и казнен побиванием камнями.
Кстати, спасибо Дмитрию Анатольевичу Медведеву за очередной замечательный афоризм. Если свой президентский срок он обозначил лозунгом "свобода лучше чем несвобода", то благодаря меткому слову Медведева у третьего путинского срока есть хорошие шансы пройти под знаком нового афоризма - "тюрьма лучше чем побивание камнями".
...Поскольку мы реально не питали и не питаем религиозной ненависти и вражды, пришлось прибегнуть к помощи лжесвидетелей. Одна из них - Иващенко Мотильда - устыдилась и в суд не явилась. Остались лживые свидетельства господ Троицкого и Понкина, а также госпожи Абраменковой ("православные эксперты", проводившие третью экспертизу по делу. - Ред.). И нет больше никаких доказательств наличия ненависти и вражды, кроме так называемой экспертизы, которую суд, если он честен и справедлив, должен признать доказательством недопустимым в силу того, что это не научный строгий объективный текст, а грязная и лживая бумажонка времен средневековой инквизиции.
...Выдержки из текстов и интервью Pussy Riot обвинение приводить стесняется, поскольку они являются первейшим доказательством отсутствия мотива.
Напоследок я процитирую песни группы Pussy Riot. Они оказались пророческими. Вот: "Глава КГБ, их главный святой, ведет протестующих в СИЗО под конвоем". Это о нас. Но я хочу процитировать следующие строчки: "Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы".