Война и кумир
Есть абсолютная логика в том, что в то время, когда Россия пытается втащить в будущее Сталина - хоть полководцем Победы, хоть соседом Черчилля и Рузвельта по крымским посиделкам, но втащить, втащить обязательно, без Сталина никак нельзя! - Украина избавляется от коммунистической и нацистской символики. Украина выздоравливает, покидает секту любителей монументальной пропаганды и красных знамен - Россия все еще мечется в красном жару.
Владимир Ильич прекрасно понимал, что без Господа и святых в только что освобожденной от "опиума для народа" стране никак нельзя, - поэтому и распорядился выставить всюду истуканы новых кумиров. Господом соратнички вскоре провозгласили его самого, набальзамировав и потом подложив к нему на несколько лет так же обожествленного Сталина. Святые выросли во весь рост на советских площадях - Киров, Куйбышев, Свердлов, Калинин, всех и не упомнишь... Да и конечно, кино, важнейшее из искусств, "Триумф воли". Или это уже не про нас? Но какая разница! Тот, кто видел этот фильм, вряд ли нашел бы хотя бы десять различий в стилистике и манерах выступлений вождей на партийных съездах. А все потому, что большевизм и нацизм - это не идеологии, а религии. Их представления о личности и мире настолько убоги и далеки от самого понятия человечности, что в них можно только верить.
Причем - что важно - в критические моменты эти псевдорелигии не срабатывают. Тот, кто рассказывает о кощунственном запрете красного знамени, должен был бы вспомнить, что в дни войны Иосиф Виссарионович плюнул и на Свердлова, и на Карла Либкнехта, зато вспомнил о церкви, Александре Невском и Богдане Хмельницком. Потому что советский патриотизм - это патриотизм доносчиков и вертухаев. А в войну нужно было жертвовать собой на самом деле, а не в в кабинете следователя НКВД, избивая сапогами очередного соотечественника. Тут требовалась не смелость крыс, а отвага людей. А людям, как оказалось, противопоказаны и нацизм, и большевизм.
И, кстати, каждый ощущает это, когда в нем просыпается человеческое. Никто из украинских политиков не был инициатором знаменитого "ленинопада". Просто, когда начался Майдан, у многих будто пелена с глаз спала. Я хорошо помню, как люди ходили и приглядывались к истукану на Крещатике - чего он тут среди нас делает, зачем он нам - и в конце концов сбросили. Как в августе 1991 года - когда москвичей пьянил воздух недолгой свободы, они без всяких указаний сверху сбросили Дзержинского. Или это тоже были бандеровцы?
По указке сверху Дзержинского или Ленина можно только водружать на пьедесталы. А падают они сами собой - от человеческого пробуждения. И это то, чего не могут понять кремлевские правители, проводящие учения и внедряющие "кротов" в среду оппозиции. Логика пробуждения, логика выздоровления всегда подчиняется только историческим законам - и никогда не побеждается политтехнологиями и ОМОНом. Люди просто оглядываются по сторонам - и решают, что нужно избавляться от грязи, лжи и крови.
И только потом уже понимают, какую панораму им закрывал сброшенный истукан.
Блоги
Статьи по теме
Предъявите монументы
Да, конечно, памятник выйдет несколько иной. Феликс стоял пешком, а Дон Кихот будет на лошади. Одеть его следует тоже по-другому: рыцарские латы вместо сутулой шинели, копье в дрожащей руке, щит поперек впалой груди. Зато символика какая правильная, понимаете? Щит и типа меч! Так еще фильм назывался, который произвел неизгладимое впечатление на Путина и указал ему верную дорогу в жизни.
Война в цензурных выражениях
Запрет российских фильмов, изгнание вражеских СМИ, арест журналиста за госизмену, попытки СБУ составить черный список сайтов, скандал с Савиком Шустером... Как отвечает Украина на массированную российскую пропаганду? Проиграна ли битва за умы на востоке и на Западе? Возможна ли свобода слова в условиях войны? Мнения украинских экспертов.
Антифашисты против евреев
Финал пресс-конференции руководителей непризнанных ДНР-ЛНР, Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, выдался поистине сенсационный. Оба видных деятеля "антифашистского движения" слаженно обсудили тему управления Украиной "евреями", охарактеризовав их словом "жалкие".
Бандера достал Железняка
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который приравнивает к нацистской символику организаций, сотрудничавших с фашистами. До сих пор Административный кодекс запрещал нацистскую атрибутику и символику экстремистских организаций. Теперь добавили коллаборантов. Потом добавят еще кого-нибудь.
Опять об Феликса
Снос памятника Железному Феликсу - событие историческое. Зияющее отсутствие на Лубянской площади привычного для нескольких поколений истукана - это тоже памятник. Для кого-то это памятник надеждам и иллюзиям, для кого-то - памятник горьким разочарованиям и поруганным идеалам. И сносить этот памятник нельзя. Насносились уже.
Кто застрял в совке?
Так почему же нам не больно? Почему мы не взыскиваем с теней былого старые долги? Почему мы не возненавидели свое прошлое, не отпихнули его прочь, не оторвали с мясом? Как это сделали те же украинцы, грузины, литовцы, эстонцы, латыши. Ведь у нас была своя белая армия, своя история: Новгород, Псков, Тверь, Киевская Русь. Почему мы не ищем в ней опоры?
Беспокойники
2007 год, начало февраля. Префект Центрального округа Москвы Сергей Байдаков заявляет: "Я [...] не буду возражать против возврата на историческое место памятника Дзержинскому".
По праву памятника
И все же есть в этом памятнике нечто символическое и для тех, кто помнит о той подлой эпохе. Ведь Твардовскому же! Не Кочетову, не кому-нибудь еще из охранителей, радетелей, служивших системе с неистовством бультерьеров, готовых загрызть каждого, кто позволил бы себе усомниться в чистоте ее мифологии, красоте сталинских усов и величии ленинских помыслов.
Ильичное и общественное
Мимо Ленина, создавшего партию разрушителей церквей, ходят люди с хоругвями – и ничего, не крестятся в испуге. Мимо Ленина, уничтожившего свободу печати, пробегают либералы и диссиденты, привыкшие рассматривать его как часть пейзажа. Никто не думает, что его можно будет когда-нибудь одолеть, он бессмертен, оттуда, где он остался, его уже не выковырять.