Днепр при бурной погоде
Буквально за несколько часов, прошедших после вчерашнего, ставшего уже традиционным митинга на Майдане Независимости, Киев превратился в настоящую столицу уличных боев из учебников истории. Разве что в этой самой истории раньше не было прямой телевизионной трансляции столкновений протестующих с "силовиками" - а в прошедшие сутки вся Украина имела возможность наблюдать, пусть и в эфире интернет-каналов, за настоящей войной на Европейской площади.
Как началось столкновение? Тут, наверное, будут выдвинуты десятки версий. Но суть происходящего, по-моему, очевидна - она в полном равнодушии украинской власти и лично президента Виктора Януковича к настроениям граждан.
Вспомним, как начинались киевские события: со стихийного сбора людей на Майдане, а затем мирного митинга на той же Европейской площади, участники которого требовали от главы государства не отказываться от курса на европейскую интеграцию страны.
Каков был ответ власти? Варварский, не поддающийся никакой логике разгон студенческого лагеря на Майдане - тогда на площади было всего несколько десятков людей, за которыми силовики из зловещего "Беркута" гнались до самых стен древнего Михайловского монастыря, в котором укрылись активисты. Но идея напугать протестующих обернулась только увеличением количества готовых приходить на митинги и оставаться на Майдане.
И что же, может быть, власть осознала необходимость политического диалога, увидела, что на этот раз речь идет уже не только и не столько о европейской интеграции, а о необходимости переформатирования всей политической системы страны? Ничего подобного! Выстраивая - да и то ненадолго - декорацию "круглого стола", власть вынашивала планы нового разгона лагеря на Майдане.
А когда и он не удался, когда на набатные перезвоны церквей сбежался, кажется, весь Киев, была избрана новая тактика - заморозить и "закошмарить" Майдан. Не замечать протестующих, но одновременно превратить Украину в государство торжествующего бесправия, развязав руки силовым структурам, прокуратуре и судам - чтобы даже не нужно было задумываться о том, что предъявить несогласным. Что, собственно, и начало происходить после феерического принятия Верховной радой в режиме ручного голосования целого пакета драконовских российских законов, плохо переведенных на украинский язык.
Это, собственно, и воспринималось властью как решение проблем. Тех, кто пытался убедить ее в необходимости политического диалога, воспринимали как самых главных врагов, третировали и дискредитировали. В конце концов ненужными оказались даже те, кто преуспел в искусстве политической манипуляции: президенту пришлось отказаться от услуг главы администрации Сергея Левочкина. Янукович остался один на один со своими родственниками, силовиками, кредитором Путиным - и еще такой мелочью, как украинский народ.
На протяжении нескольких месяцев приходилось объяснять: Майдан - это не заговор оппозиции, мечтающей о власти. Он вообще появился не благодаря оппозиции. Оппозиция - всего лишь выразитель народных настроений, вызревших и оформившихся. Люди хотят жить в другой стране, с другой властью - а оппозиционные политические силы могут быть инструментом нахождения компромисса, не более.
И когда стало ясно, что никакого компромисса не будет, что власть собирается игнорировать протестующих, а лидеры оппозиции настроены на долговременный политический мирный протест, улица сама перешла к активным действиям. Повторюсь, совершенно неважно сегодня, как это началось, кто что задумывал. Главное - что в украинском обществе вызрела такая воля к переменам и сопротивлению, которую не сможет сокрушить никакой "Беркут", которой не помешает никакое российское вмешательство.
Конечно, власть может принять бой и устроить в Киеве кровавую кашу. Но что дальше? Как ее представители собираются жить и работать в стране, добрая половина которой считает себя оккупированной? Неужели даже сегодня неясно, что без урегулирования ситуации не выжить?
Боюсь, что пока что неясно. Сейчас, когда я пишу эти строки, есть только предварительные договоренности Виктора Януковича с оппозиционными политиками о начале политического диалога. Но эти договоренности могут оказаться очередным маневром власти. А нужны не маневры. Нужно настоящее переформатирование страны.
Нужно понять, что есть миллионы украинцев, не желающих жить ни в России Путина, ни в Беларуси Лукашенко, ни в Украине Януковича. Они хотят в жить в своей стране, стране для граждан. Каждый из них представляет себе методы борьбы за эту страну, да и само это государство по-своему, но в желании не дать превратить себя в покорное быдло они едины.
Блоги
Статьи по теме
Приблизительный расчет
Если Кучма констатировал, что Украина не Россия, то для Януковича это уже был не факт, а мучительный вопрос: почему он не может править как Путин? Вчера ответ на этот вопрос был найден – потому что законы не российские. Вот у России законы правильные – и в результате ни один протестующий не может чувствовать себя в безопасности. Вот почему Украина не Россия - потому что она недоделанная!
Шахматная Олимпиада
Милиция задерживает несогласных, но в малых количествах. Виталий Кличко, отправляется в Межигорье, и президент его принимает. И когда эта встреча завершается, Янукович немедленно звонит Арсению Яценюку, приглашая на переговоры. Он хочет потянуть время и, если возможно, сбить накал протестных выступлений и продержаться в этом межеумочном состоянии до конца сочинских Игр.