Александр Лавут
Демократическое движение в Советском Союзе никогда не было единым и однородным. Всякий был народ – рабочие и профессора, верующие и атеисты, интернационалисты и патриоты, западники и почвенники. Объединяло всех даже не столько неприятие тоталитаризма, сколько признание высшей моральной ценностью человеческого достоинства. Здесь все начиналось, остальное не имело существенного значения.
В неформальной диссидентской иерархии ключевые места занимали не генералы или академики, писатели или художники, ветераны или лауреаты. Это было вторично, а первичным было одно – к этому человеку невозможно было относиться без уважения. Таким человеком был Александр Лавут.
Их было совсем не так много, тех, кто становился центром кристаллизации свободного общества и душой диссидентского движения (да простят меня те, кому это неудачное слово режет слух). Не буду расставлять по ранжиру – все, кто принимал участие в этом движении, тех людей и так знают и помнят.
Уважение к ним не зависело от их общественного положения и социальной значимости. Но каждый знал, что их мнение весомо и служит ориентиром для многих. Узнать, что в споре с кем-либо Саша Лавут поддержал твою точку зрения, – это было как награда. Он был арбитром, но не по званию иди назначению, а по всеобщему признанию, по уважению, которое было неизмеримо велико и удивительно постоянно.
Он ничего специально не делал для создания репутации. Он был безмерно далек от этого. Трудно было найти человека более скромного, чем Саша Лавут. А ведь, как и во всяком движении, здесь тоже были игра амбиций, соперничество и поиск общественного признания. Нисколько не утруждаясь на этой ниве, Лавут был одним из самых уважаемых и влиятельных людей в диссидентском движении.
Он был членом первой независимой публичной правозащитной организации в СССР – Инициативной группы защиты прав человека. Но он никогда не кичился своим участием в старейшей правозащитной организации в стране. Он был одним из редакторов легендарной "Хроники текущих событий", но никогда не ставил этого себе в заслугу. Его дважды судили по политическим делам, но он никогда не писал прошений о помиловании и не ждал снисхождения. Более того, будучи образцом безупречного диссидентского поведения, он никогда не пенял тем, кто до этого уровня не дотягивал.
Он был спокоен и доброжелателен. Он не навязывал своего мнения и умел выслушать чужое. Он часто спорил и вовсе не всегда соглашался, но его правота никогда не ощущалась как его личное превосходство. Этим он отличался от многих других людей. И это как раз то, что называют тактом и интеллигентностью.
Некоторые люди отличаются тонким вкусом в отношении живописи или музыки, вина или женской красоты, прозы или поэзии. У Александра Лавута был хороший вкус в отношении людей. Он так умел их ценить и оценивать, что рядом с ним каждому хотелось стать лучше. Теперь, когда он ушел от нас, это желание осиротело.
Справка
"Хроника текущих событий"
30 апреля 1968 года в Москве вышел в свет первый номер "Хроники текущих событий" (ХТС). Этот машинописный информационный бюллетень в течение полутора десятилетий выпускался активистами возникавшего в те годы в СССР движения протеста против политических репрессий.
"Хроника" собирала и фиксировала факты политических преследований в Советском Союзе, информировала читателей о выступлениях в защиту гонимых, о независимой ("диссидентской") гражданской, политической, религиозной, культурной деятельности; в ней аннотировались новые тексты, появлявшиеся в самиздате.
Регулярно публиковалась информация, просачивающаяся на волю из политических лагерей и тюрем.
"Хроника" выходила почти непрерывно с 1968 до 1983 гг. В первое время в год выпускалось по 5-6 номеров, каждый – объемом в 10-20-30 страниц плотной машинописи. Позднее интервалы между выпусками увеличивались, а их объемы росли: в начале 1980-х выходило 2-3 номера в год, до 150-200 страниц каждый.
Всего за 15 лет было подготовлено 65 номеров (по различным обстоятельствам два подготовленных выпуска – № 59 и № 65 – не вышли в свет).
За время своего существования бюллетень опубликовал десятки тысяч сообщений, география которых покрывает практически весь Советский Союз.
Перечень упомянутых в "Хронике" имен – как гонимых, так и гонителей – насчитывает около 14 тысяч позиций.
Выпуски "Хроники" готовились в Москве и распространялись по стране в самиздате; ее корреспондентами становились сами читатели и распространители бюллетеня.
В конце 1972 КГБ шантажом и угрозами добился приостановки издания; в течение 1973 г. "Хроника" не выпускалась.
Но 7 мая 1974 г. три известных диссидента – Татьяна Великанова, Сергей Ковалев и Татьяна Ходорович – представили зарубежным журналистам три новых "ретроспективных" номера "Хроники", содержание которых покрывало паузу в издании.
Имена тех, кто готовил выпуски, никогда не оглашались. Однако было достаточно широко известно, что основателем и бессменным (вплоть до своего ареста в декабре 1969 г.) составителем "Хроники" являлась Наталья Горбаневская; она практически единолично подготовила первые десять номеров бюллетеня.
В дальнейшем над составлением "Хроники" обычно работал небольшой коллектив, или даже несколько групп, состав которых часто менялся. Определяющую роль в этой "редакции" играли обычно люди, бравшие на себя функцию "выпускающего редактора".
После ареста Горбаневской такими "выпускающими редакторами" были (последовательно, а иногда и одновременно) Анатолий Якобсон, Сергей Ковалев, Татьяна Великанова, Александр Лавут, Юрий Шиханович.
Случалось, впрочем, что и эта функция осуществлялась всем текущим коллективом. Организационные функции, связанные с подготовкой и распространением "Хроники", с начала 1970 г. и вплоть до своего ареста в ноябре 1979 г. выполняла Татьяна Великанова.
Лица, причастные к изданию "Хроники", ее корреспонденты и распространители подвергались систематическим преследованиям.
Так, по обвинению в причастности к изготовлению и/или распространению бюллетеня в разные годы были арестованы и осуждены Наталья Горбаневская, Юрий Шиханович, Петр Якир, Виктор Красин, Габриэль Суперфин, Сергей Ковалев, Александр Лавут, Татьяна Великанова, повторно – Юрий Шиханович.
Источник: справка "Мемориала