Послушайте Шевчука
Интервью Юрия Шевчука кампании RTVi, вызвавшее злорадные комментарии прокремлевской прессы о том, что "Юра-музыкант" дистанцируется от оппозиции, стоит того, чтобы его посмотреть. На мой взгляд, оно замечательно иллюстрирует позицию очень многих хороших людей в нашей стране, наивных в политике, но желающих России свободы и демократии.
Интервью состоит из двух неравных частей: короткого замечания о том, что он не понимает оппозицию, и последующих долгих расшаркиваний перед ней. Все это психологически очень понятно. Слова о своем недоумении он постарался смягчить утверждениями, что оппозиция наберется опыта, поумнеет и все сделает как надо.
Почему Шевчук пошел бы, если бы смог, на демонстрацию 13 января? Потому что она "человеческая". Почему он остыл к другим акциям оппозиции? Потому что он не понимает за кого там голосуют: "то ли за коммунистов, то ли за белых, то ли за красных". Его самого, как и многих его друзей, это ввергает в "интеллектуальный ступор". Он не понимает, с кем он сам на этих митингах. Это ценное признание, потому что не всякий готов расписаться в непонимании происходящего.
Шевчук не понимает, почему главный лозунг оппозиции – скинуть Путина. А что потом? Потом придет новый Гитлер или какой-нибудь "нацист страшный"? Ведь это они же и выступают на митингах оппозиции с горячими призывами низвергнуть Путина. Зачем это нужно демократам, понятно. А вот зачем это нужно националистам? Тоже, в сущности, понятно. Поэтому с некоторых пор Шевчук стал к акциям оппозиции относиться, по его словам, "выборочно".
На самом деле Шевчук высказал то, что думают очень многие. Всеядность оппозиционных политиков, готовых сотрудничать хоть с дьяволом ради свержения Путина, отвращает от оппозиционных акций очень многих людей. Тех самых, кстати, которые с удовольствием ходят на общегражданские акции и не хотят ходить на политические. Нормальным людям, мыслящим категориями человеческими, а не политическими, свойственна брезгливость. Свергать Путина ради того, чтобы его место занял Тор или Удальцов, люди вроде Шевчука не будут. Поэтому они и дальше будут относиться к акциям оппозиции очень "выборочно".
Лидеры либеральной оппозиции могут сколько угодно игнорировать причитания некоторых политиков и публицистов о недопустимости союза с красными и коричневыми. В своем "политическом отечестве" пророка нет. Но не обращать внимания на реакцию людей, не завязанных в политических проектах, но сочувствующих, значит игнорировать реальность.
Оглянитесь! Репутация оппозиционных политиков, и прежде в силу многих причин не слишком высокая, ныне стремительно падает. Никто для этого не может сделать больше, чем сами оппозиционеры, связывающие свою политическую судьбу с красными, националистами, бывшими чекистами, проходимцами, лавирующими между Координационным советом и Государственной думой. Если бы не власть, своими репрессиями вызывающая сочувствие к оппозиции, положение ее было бы совсем скверным. Но ведь на этом сочувствии далеко не уедешь. Уже сейчас весьма распространено суждение, что одни не лучше других и потому чума на оба ваших дома. В самом деле, чем красные или коричневые лучше Путина? Только тем, что не у власти?
Либеральная оппозиция, чтобы получить поддержку демократической части общества и победить дракона авторитаризма, должна быть лучше власти во всех отношениях. Она должна быть последовательной, честной и достаточно чистоплотной. Чтобы люди не впадали в "интеллектуальный ступор" при виде витийствующих на оппозиционных митингах врагов свободы и прав человека. Чтобы люди ясно понимали, кому они мостят дорогу к власти своим участием в оппозиционных акциях: Немцову или Тору с Удальцовым? Не будут понимать – не придут.
Шевчук сказал это, потому что он человек самодостаточный и находится вне всякой системы – как властной, так и оппозиционной. Он может себе это позволить. Прислушайтесь к Шевчуку.
Статьи по теме
Прекратить истерику
Заигрывание с традиционалистскими предрассудками, с клерикальным мракобесием и агрессивной ксенофобией для демократической оппозиции неприемлемо. Но кроме традиционалистских предрассудков у "простого народа" есть еще объективные социально-экономические интересы и естественные человеческие чувства. Например, чувство справедливости.
Между ОМОНом и Лимоновым
Эдуард Савенко понемногу опустошает арсенал своих именных "лимонок", при помощи которых он стремится подорвать репутацию "предателей", "политруков" и примкнувших к ним "пингвинов", которые не пожелали в мае свергать власть. Власть, жестко отвергая все приемлемые для оппозиции маршруты, выталкивает несогласных туда, куда их тщетно призывал Лимонов. Под дубинки ОМОНа.
В единстве наша слабость
Попытки либералов с кем-нибудь объединиться всегда кончались провалом или полным забвением. Нет ничего глупее, чем упрекать либералов в том, что, мол, вот, они опять не смогли договориться. Это вовсе не случайность, вызванная личными амбициями. Объединение стирает политическое лицо, и если протофашистским партиям это не страшно, то для либералов – губительно.
Незащищаемая оппозиция
Бориса Стомахина надо освободить даже не в 24 часа, а в 24 минуты. Но как прикажете его защищать? В своих "подметных письмах" Стомахин писал несусветные гадости и глупости про то, что Россия не имеет права жить из-за своих преступлений. Для протестного движения такие "борцы", как Стомахин, – это такая антиреклама, что не то что миллионы, а сотни скоро за нами не пойдут.
Под знаменателями протеста
Никогда еще не достигала такого накала публичная дискуссия "непримиримых" и "умеренных" или, по выражению Лилии Шевцовой, "революционеров" и "адаптантов". Главные оппоненты на этот раз - Андрей Пионтковский и Ксения Собчак. Координационный совет оппозиции раскололся по вопросу о целях и формате декабрьской протестной акции. Скандал в цитатах.
Путин заслал
Власть сейчас решает трудный для себя вопрос: всеми силами ограничивать количество протестующих или пойти даже на возможное увеличение числа митингующих в ущерб качеству протестного движения? Судя по всему, она выбрала второе. Это значит, что власть думает уже не столько о сохранении нынешнего режима, сколько о конфигурации нового. Одновременно с этим она успешно разлагает оппозицию, внедряя в нее антидемократические силы.
Нерукопожатие крепкое
Весь год продолжались споры о возможности "диалога с властью", "оттепели сверху" и "модернизации без либерализации". Социально активные интеллектуалы делали свой выбор и старались его объяснить. Предлагаем вам вспомнить самые яркие моменты дискуссий между сторонниками компромиссов и непримиримыми оппозиционерами.