Петров
Статьи
Сами мы наместные
Не приходится сомневаться в высокой эффективности Хлопонина как кризисного менеджера. Вряд ли, однако, это может служить гарантией успеха на Северном Кавказе. Ведь помимо проблем, связанных с экономическим развитием, где Хлопонин может быть хорош, есть клубок этноклановых противоречий и конфликтов, есть проблема экстремизма и борьбы с ним, где Хлопонину недостает знаний, жесткости и оперативных возможностей Козака.
Верхи еще могут, низы не против
Итак, что показали выборы 11 октября? Во-первых, что социальный фон относительно спокоен, что до рядового российского гражданина тяготы, вызванные кризисом, еще в полной мере не дошли. Что он по большому счету равнодушен к выборам вообще и к нарушениям на них в частности, считая выборы своего рода шоу, где, хотя за кого-то можно и поболеть, его, избирателя, лично это не особенно касается.
Пузыри земли русской
Все происходящее выдает прежде всего нервозность и неуверенность Кремля, где сквозь прежнее пьянящее ощущение всевластия пробивается понимание, с одной стороны, необходимости что-то предпринимать, а с другой - неспособности что-либо делать при нынешней конфигурации системы. Это ситуация двойного паралича.
Медведев, вперед!
Задаваемые Медведевым вопросы о том, куда двигаться, выглядят немного странно в середине президентского срока. Но президенту можно помочь с ответом: надо просто начать двигаться, как советовал цитируемый им Конфуций. И начать лучше с восстановления нормальных конкурентных выборов.
Дети отца народов
На днях совпали два события: первое заседание комиссии "по противодействию попыткам фальсификации истории" и открытие после ремонта одной из станций московского метро с восстановленной строкой гимна "Нас вырастил Сталин на верность народу", замазанной при Хрущеве. И то, и другое можно рассматривать как элементы и внутренней, и внешней политики.
Репутационные потери
В марте впервые за 6 лет наблюдений ФОМа доли оценивших руководителей регионов позитивно и негативно в целом сравнялись - по 36-37 процентов (до этого соотношение было в пользу позитива). Аналогичным образом россияне оценивают и работу правительства: 38 процентов считают, что оно работает хорошо, 36 процентов - что плохо.
Субтропическая оттепель
В Сочи власть пошла на некий эксперимент, на отработку тактики политической борьбы с оппозицией в условиях кризиса. Этот эксперимент был контролируем от начала и до конца - власть могла в любой момент вмешаться в его ход, сняв, если потребуется, Немцова с дистанции. Не потребовалось. Новый путинский безликий популизм, обладавший большой форой, победил популизм старый, демократический, ельцинского времени.
Тень выборов
Не только конкретные партии - вся партийная и электоральная система страны сдавала экзамен на способность работать вне тепличной ситуации социального контракта "отказ от политических свобод в обмен на стабильность и благополучие". Этот негласный договор уже не может выполняться властью, и страна вступает в новую фазу роста политической активности.
Субъективный материализм
При всем "топании ногами" Кремль пока скорее демонстрирует бессилие, чем проявляет силу. Что реально он может противопоставить демаршам Лужкова и Шаймиева? Наказать возмутителей спокойствия, чтобы другим неповадно было? Поощрить лояльных?
Новое платье президента
Послание не дает представления о главных приоритетах в деятельности президента и правительства. Оно лишний раз свидетельствует об отсутствии в Кремле и Белом доме реального понимания тяжести ситуации, плана борьбы с кризисом и выхода из него. Оно подчеркивает полную неадекватность намерений и планируемых действий Кремля.