О бедном скинхеде
Все-таки как хорошо, что существует 282-я статья УК РФ, карающая за разжигание розни. Нет, не в смысле юридическом: тут есть разные мнения, и самое радикальное сводится к тому, что по ней можно пересажать все население страны, включая детей, только научившихся говорить. Она хороша в воспитательных целях, поскольку приучает нас к терпимости.
Еще интересней данная статья в плане социологическом, а также историческом. Изучая нашу правоприменительную практику, грядущий историк узнает о том, кого не любили россияне в начале ХХI века, а еще больше сведений почерпнет об органах правопорядка. О том, кого не любили они и стремились посадить, обвиняя по 282-й. Ну и вообще о том, какие социальные группы существовали в России при Путине, Медведеве, а потом снова при Путине. Как она была устроена, эта Россия.
Изучая пожелтевшие от времени страницы интернета, грядущий историк защитит диссертацию на тему "Русские христиане как социальная группа в РФ". Еще больше его заинтригует социальная группа "работники Министерства культуры", за разжигание вражды к которой наказали гражданина Танакова, который позиционировал себя в качестве язычника. Огромный профессиональный интерес пробудят в нем "неверные менты" - еще одна социальная группа, вызывавшая резко отрицательные чувства у легендарного блогера Терентьева и многих других, безымянных. Подлинной сенсацией в научном мире станет обнаружение социальной группы "топ-менеджеры крупнейших российских компаний" - по следам известного процесса, в котором вице-президент Газпромбанка Александр Шмидт пытался судиться с блогером Робенковой и редакциями некоторых российских изданий. Но потом передумал, что благотворно сказалось на судьбе его социальной группы, как предположит историк.
Впрочем, золотыми буквами в историю социологии в России будет вписан другой процесс. Тот самый, что тихой сапой начался еще в июне прошлого года, а в эти дни обернулся уголовным делом. Против москвича Андрея Иванова, который, как сообщается на сайте следственного управления СК по Владимирской области, "публично представил на обозрение видеоролик, заведомо для подозреваемого содержащий факты негативной оценки сторонников националистических взглядов, пропагандирующей неполноценность граждан по признаку их принадлежности к социальной группе, и призыв к враждебным действиям по отношению к "скинхедам".
Конечно, грядущему историку поначалу трудно будет разобраться с падежами и со стилистикой. Как и мы, восхищенные современники сотрудников пресс-службы местного управления СК, он не сразу поймет, как это "негативная оценка" ухитрилась "пропагандировать" "неполноценность". Но главное он поймет правильно. И поразится толерантности наших силовиков, которые, по-своему воспитывая подведомственное население, не позволяли обижать даже скинхедов.
Что ж, грядущему историку можно только позавидовать: он будет знать про нас все. А мы пока не знаем и, озираясь в сторону Владимира, должны вести себя с предельной осторожностью. Так что если завтра появится секта практических последователей Чикатило, то эту секту нам следует воспринимать как социальную группу. То есть уважительно, никоим образом не пропагандируя некоторую, говоря языком протокола, неполноценность ее членов и не призывая мочить их где только встретишь. И если кому захочется снять про них фильм, как Андрею Иванову про коротко стриженных наших соотечественников, такое кино должно стать образцом терпимости к инакомыслящим.
А пока они не появились, продолжатели неоднозначных практик покойного Чикатило, можем потренироваться на тех, кто под рукой. На фашистах, благо их все больше и они все заметнее. На сталинистах, которых вообще миллионы. На тех, кто успешно соединяет в своих головах людоедство, красную звезду и кресты самых разных форм и расцветок. Важно помнить про 282-ю статью, а также о том, что мы живем в Истории, и не посрамить эпоху перед лицом несчастных будущих поколений.
Статьи по теме
В пользу бьющего
Вероятный кадровый взлет гитлереныша Александра Босых неотделим от событий последнего времени и стилистических особенностей эпохи. А эпоха награждает за верность, не вдаваясь в детали. Достаточно всей душой ненавидеть несогласных, ярко высказываясь на заданную тему, – и ты будешь замечен.
Призвание варяга
В России у Брейвика много единомышленников. В русских блогах имеется любительский перевод его многословной речи в суде, собравший более тысячи комментариев. Одни считают, что он несколько переборщил со средствами, но цель была правильная, другие – что и цель, и средства хороши. Так и видится пикет в защиту Брейвика с участием националистов, хоругвеносцев и православных байкеров.
Неподсудный самосуд
На фоне этой идиллии возникает естественный вопрос: а где же остальные? Куда подевались те граждане, которые прямо на Манежной площади учиняли самосуд над кавказцами? Где, наконец, организаторы этого побоища, которые по закону должны отвечать куда строже, нежели простые солдаты погромной армии?
Как спровоцировать погром
Неужели так трудно задуматься над тем, что статья про "мигранта", зарезавшего трех "скинхедов", в дни, когда их соратники уже приготовились к нападениям, а возможно, и скоординировали свои планы, - это открытый вопль "наших бьют"? И по-моему, несложно понять, что это и есть рецепт погрома.