статья Погода на завтрак

Илья Мильштейн, 05.07.2010
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Виталий Мутко прав: обвинения по его адресу просто смехотворны. Ну да, он уминал в Ванкувере по пять завтраков - и что с того? Вместе с женой получается всего по два с половиной, это, кстати, и для здоровья полезно, в отличие от ночных трапез, любой врач подтвердит. Жена Татьяна не имела отношения к Олимпиаде - а почему? Супруги жили в дорогом отеле - а нам жалко, что ли?

Министр спорта именует отчет Счетной палаты "ловлей блох", и с министром нельзя не согласиться. А вмененная ему сумма за проживание в отеле, эти несчастные 34,5 тысячи жалких канадских долларов, вызывает оторопь. Да кто ж так ворует, в таких блошиных размерах, да еще и в канадских долларах? Подвижник он, наш Виталий Леонтьевич, отшельник, изнуряющий плоть, святой практически. В сравнении с отдельными нашими руководителями и не нашими членами МОК имени Хуана Антонио Самаранча, который, говорят, числами с меньше чем шестью нулями не интересовался.

И все же он лукавит, наш образцовый Мутко, делая вид, будто не понимает, откуда взялся этот отчет и что означает его публикация. Речь идет о личной карьере Виталия Леонтьевича, и не только о ней. Ибо министр спорта - это креатура Путина, его давний приятель и бывший сосед по кабинету в питерской мэрии. Речь идет о большой политике, а богатырские завтраки в канадском отеле - лишь предлог для выяснения отношений на кремлевском Олимпе.

О высоких этих отношениях, как обычно, нам остается лишь гадать.

Месяца четыре назад, когда огорченный провалом в Ванкувере Медведев требовал увольнения "жирных котов", как он называл спортивных функционеров, ситуация выглядела проще. Тогда, по-видимому, президент с премьером нашли компромиссное решение. Президента ОКР Тягачева, своего личного тренера по горным лыжам, Путин нехотя сдал, а Мутко уволить не разрешил. И тот мог безнаказанно размышлять вслух о том, что не считает шестое место на Олимпиаде провальным, явно издеваясь над президентом.

Впрочем, тогда же под Мутко была заложена мина замедленного действия: Счетной палате поручили проверить, куда ушли деньги на подготовку к Олимпиаде-2010. Теперь мина взорвалась, и двуглавый наш начальник, обмениваясь сам с собой недоуменными взглядами, не знает, что ему делать с этим отчетом.

Как можно понять, Дмитрий Анатольевич не забыл обиды и полон желания отправить министра в отставку, если не куда-нибудь еще. С этой точкой зрения солидарны отдельные члены СФ, что придает сюжету особый драматизм: так просто наши сенаторы по кадровым вопросам не высказываются. С другой стороны, Путин свое мнение вряд ли изменил, и это выводит всю историю на качественно иной уровень. Судьба непростого министра на простой должности оказывается тесно связанной с судьбой Отечества, политической погодой в России и главным вопросом современности: кто кого поборет - слон или кит? То есть может президент Медведев, опираясь лишь на бюрократические механизмы, взять и уволить жизнелюбивого министра - или дело и впрямь ограничится ловлей блох, а отчет уйдет под сукно?

Разумеется, отставка Виталия Мутко вовсе не будет означать коренных перемен в государственном управлении. Однако что-то, быть может, сдвинется с места: то ли Медведев впервые в жизни почувствует себя настоящим президентом, то ли Путину придет в голову странная мысль, что его время понемногу уходит. Напротив, если министр и после скандала удержится в кресле, то, значит, за национального лидера можно не волноваться. Эпоха на дворе, стало быть, прежняя, и не надо нас кормить завтраками.

Илья Мильштейн, 05.07.2010


новость Новости по теме