Умереть молодым
"Владимир Николаевич был старше меня на четверть века с лишним, но об этом как-то не думалось, когда встречались. В свои 85 он нисколько не был стариком. Писатель с мировым именем, он никак не казался патриархом. Он казался и был очень молодым человеком - с обостренным чувством справедливости и мгновенной реакцией на ложь, лицемерие и подлость". О Владимире Войновиче вспоминает Илья Мильштейн.
Комментарии
"...способен был помирить московский обком с вермонтским. "
Очень метко подмечено. А Войновичу светлая память.
Отличная статья Мильштейна,трогательная и проникнутая безмерным уважением к выдающемуся писателю и человеку,пусть земля будет пухом.
Но самым лучшим поминовением Владимира Николаевича станет перечтение или переслушивание его произведений. Я сейчас слушаю "Чонкина" заново. А вот как помянул Владимира Войновича Борис Парамонов:
"Владимир Войнович как писатель интересен тем, что за короткое время своей советской литературной жизни, чуть больше десяти лет, он резко менялся, обретая все новые черты. Начинал он в самодеятельных литературных кружках, причем как поэт, и в этом качестве вызывал неоспоримое доверие литературного начальства, которое его, можно сказать, выдвигало. Это в советской литературной жизни было большое преимущество – выйти из рабочих, как плотник и авиамеханик Войнович, таких чуть ли не за уши тянули наверх.
И начал Войнович с большого, как раз советского успеха: его песня о космонавтах стала почти что официальным их гимном. "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы". На телевизионных встречах с космонавтами он непременно присутствовал вместе с Гагариным и Титовым. И вот тут Войнович в первый раз удивил: вместо того, чтобы стать советским поэтом-песенником и в этом качестве стяжать дальнейшие успехи, он стал писать прозу, причем первая его повесть была даже не из заводской жизни, а сельской, как было в первой его напечатанной вещи – повести "Мы здесь живем". Затем последовали "Хочу быть честным", "Два товарища", и среди этих текстов – замечательный рассказ "Расстояние в полкилометра", вещь, можно сказать, философическая, в тонах экзистенциализма, хотя повествовавшая опять же о деревенских людях.
Этого Войновича уже никто бы не назвал писателем рабочей темы, это было уже серьезно, очень серьезно. И приобретя такой авторитет – одного из лучших молодых писателей оттепельной поры, Войнович и на этом не остановился: он стал правозащитником, оппонентом власти. При этом не только выступал против всякого рода советских беззаконий, но и писать стал вещи по тем меркам несоветские, иногда же и прямо антисоветские, как документальная повесть "Иванькиада". Его стали преследовать не только за правозащитную деятельность, но и за писательство, вершиной которого стал изданный на Западе роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" – это уже несомненная новая русская классика. Рабочий паренек и советский писатель Войнович стал замечательным сатириком, а сатира тогда могла быть только антисоветской.
Изгнанный из Советского Союза, Войнович с тем большим упорством продолжал эту линию, написал сатирические романы "Монументальная пропаганда", "Москва 2042", и снова в ряду этих новых, можно сказать, монументальных вещей выделился небольшой рассказ "Путем взаимной переписки" – опять же экзистенциального звучания сочинение. Не злодеяния власти, а исковерканный всем строем советской жизни простой человек – вот что было поистине новым в этой литературе. Ну а Чонкин предстал бесспорным русским архетипом, этот образ навсегда останется в русской литературе и в русском духовном обиходе.
Место в русской литературе Войнович занял прочное – он новый ее классик, оспаривать его в этом качестве невозможно. И, как ожидаемо от классика, он пишет о своей жизни замечательный текст "Автобиография".
Но не только литературой своей Войнович взошел в русский духовный строй, не только этим важен для России. Он явил столь необходимый для России новый тип человека – человека демократического сознания и характера. Причем такой характер даже важнее для России, чем те или иные литературные достижения. Замечательных писателей в России много, но вот прирожденных и стойких демократов драматически не хватает. А в таком характере важнейшее – неуживчивость, способность спорить, не поклоняться авторитетам, настаивать на своем. Скажем даже больше – готовность к скандалу. Таким великолепным скандалистом был Владимир Войнович – поистине новый русский среди не в меру смирных русских людей.
главное, деушка, что он действительно без пафоса умел передать читателю своё презрение совдепу. А на встречах с читателями - хуйлу и его режиму.
От таких Людей и ждали книг.
Со вчерашнего дня для меня это остается новостью номер 1.
Светлая память Большому Человеку и Большому Писателю.
Войнович не ушёл - он среди нас.
Жаль, что он не успел написать сагу про ново-чекистские времена ...
Удивительное и невероятное двуличие всего этого галдящего сборища! Ведь то, что они здесь обычно пишут, а также весь образ мыслей этих советских людей, всех этих сталинско-брежневских подпевал совершенно не совпадает с тем, что исповедовал Войнович. Это касается и двух других, коими так любят прикрываться все эти хамелеоны и приспособленцы - Шендеровича и Яковенко. Кто-то вчера написал: Войнович плюнул бы в харю этим местным деятелям, засевшим на нашем форуме, за всё то паскудство, что они выдают здесь, за человеконенавистничество и шариковское хамство, неприкрытый нацизм, за бесконечное враньё и фейки в стиле путинских, кремлёвских каналов, которые тащат сюда эти совдеповские рабы и холопы, за всю ту грязь, что они вываливают здесь из себя и с чем уже не справляется наш модератор. И так сделали бы не только он, но и все приличные, честные люди. Потому что как были эти двуличности сталинистами и большевиками - так ими и остались, пытаясь неуклюже приспособиться к европейским нормам демократии, либерализма и справедливости, пытаясь только лишь мимикрировать под это, чтобы выглядеть прилично. Но ничего у них не получается :) большевистко-сталинская грязь лезет из них постоянно. Чего только стоят радости у всего этого сброда... они теперь только в одном - если кто-то сдохнет или проиграет в футбол. Психология раба, подонка и нелюдя. И посмотрите только с каким старанием они льют притворные, крокодиловы слёзы по человеку, который... их же и описывал в своих произведениях ;-)
1."Войнович плюнул БЫ в харю" - но однако-же не плюнул, он любил людей ..
имею ввиду именно людей, а не НЕлюдей )
2. "большевистко-сталинская грязь лезет из них постоянно" -
да лезет, а кто не грешен сталинизмом - пусть бросит в них камень )
berezovskaia: совершенно не совпадает с тем, что исповедовал Войнович.
-----------------------------------------
А Вы попробуйте посмотреть на это шире. Ведь это уже ЯВЛЕНИЕ: совковые рабы и стукачи дружно обличают.
И существует этот синдром не только на граньках.
Моё сравнение явно хромает, но напоминает это дряхлых-предряхлых старух, которые всю жизнь были законченными шлюхами и безотказными блядьми. И из которых ныне только лишь течёт и бежит из всех отверстий. Но которые еле-еле дуща в теле, трясясь мелко и рассыпчато, тряся усохшей башкой и скрюченым, указующим перстом, который нацелен на барышенек и прочих дам с визгливым брюзжанием и ворчанием напополам с вонью, о том:
--А какие они-де все блядищщи!
Умора ~_~
Вы очень строги, и это правильно )
но люди есть люди, они разные )
не исключено, что "совковые рабы и стукачи" станут "прожекторами new-перестройки")
Настоящих россиян на Земле очень мало... стало ещё меньше..
Вазьмі ў Валадарства Сваё яго Пане..
Светлая память Великому Человеку!
"Красный пеликан" Войновича - это вообще высший пилотаж! Почти Современная идиллия М.Е. Салтыкова-Щедрина. Я даже купил себе бумажный вариант. Чуть позже это будет классика.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: