статья Весеннее обостровение

Никита Варенов, 18.03.2013
Никита Варенов

Никита Варенов

Республика Кипр, занимающая чуть более половины одноименного острова, в минувшие выходные накрепко приковала к себе внимание российских СМИ и блогосферы. Обычно новости из такого рода стран оказываются на первых полосах в результате неожиданных стихийных бедствий. Но нынешняя экономическая проблема способна повредить острову побольше иного землетрясения.

Совет министров финансов еврозоны (Еврогруппа) делал, хоть и почему-то в ночь на субботу, вполне рутинную работу – искал пути спасения очередной региональной экономики на юге Европы. И предложил нетипично жесткие, но в общем адекватные меры для получения кредита в несколько миллиардов долларов, которого должно хватить для спасения банковской системы страны с населением менее 1 млн человек. Одно, наиболее болезненное из условий подразумевало единовременное списание от 6,75% до 9,9% с сумм всех вкладов, размещенных в кипрских банках. И тут бы киприотам затянуть пояса, как это сделали до них испанцы и греки, - но ожидаемо оказалось, что пояса придется затягивать совсем не киприотам.

Объем депозитов в банковской системе Кипра, по оценкам местного ЦБ, превышает ВВП страны более чем втрое. Это неудивительно для экономики, известной как самый комфортабельный офшор в Евросоюзе. Скорее удивительно, что более $40 млрд, или около двух ВВП, на счетах разместили сами киприоты, но для офшорной зоны, где местное население традиционно зарабатывает в том числе и на фиктивном представлении иностранного капитала, это понятно и простительно. Большая же часть депозитов иностранцев в конечном счете принадлежит российским резидентам. Считается, что этих денег на кипрских счетах около $20 млрд.

На первый взгляд, в российских масштабах это немного, даже если обоснованно предположить, что на самом деле россияне хранят на Кипре миллиардов сорок. Но здесь важно понимать, что типичный российский вкладчик на Кипре - не простой россиянин со сбережениями в несколько тысяч долларов и даже не мелкий российский бизнесмен с офшором (малый бизнес редко пользуется депозитами). Банки Кипра – это непрозрачная копилка, позволяющая хранить на территории ЕС заначку на черный день тому, кто очень не хотел бы декларировать эти средства на родине. И очень хотел бы их полной сохранности.

Это не деньги российских олигархов и не деньги крупных чиновников. Это то, что украдено в том числе у них самих: $1-2 млн, заработанных непростым трудом регионального чиновника или бизнесмена средней руки, близкого к власти ровно настолько, насколько это дает возможность вытащить из бизнеса несколько миллионов и отложить их на будущую недвижимость в Испании. Это небольшие, но очень личные деньги, которые нужно сберечь и от своих, и от чужих. А если не сберечь, то к чему тогда все?

Страшного на Кипре на самом деле пока ничего не произошло. Меры, предложенные Еврогруппой, в понедельник будет обсуждать кипрский парламент, и не факт, что он с ними согласится. Главный сторонник списания, недавно избранный президент Никос Анастасиадис сам не устает повторять, что непопулярные меры ему навязали, а вкладчикам, если они единовременно потеряют до десятой части своих сбережений, в ближайшие пару лет как-то постараются все возместить. Да и могло все быть гораздо хуже: Германия, уставшая оплачивать беспечность партнеров по ЕС, в начале дискуссии предлагала списать с кипрских вкладов аж 40%.

Но деньги любят не только офшорный комфорт - они любят тишину. И их владельцы, ответственные за российские ЖКХ, АПК, ВПК и ЦБК, тоже очень любят тишину. А на Кипре становится как-то слишком шумно, не то что в сопоставимых по условиям и тоже находящихся в ЕС Люксембурге или Нидерландах. Поэтому, по неофициальным данным, кипрские банки получили распоряжение от ЦБ не проводить платежи до окончательного решения вопроса со списанием. А о том, что будет потом, сейчас не хотят думать ни кипрские власти, ни местные вкладчики, ни многочисленные труженики специфической отрасли по пристраиванию иностранных денег на Кипре.

Вывод на сегодняшний день пока несложный. Что-то не так в стране, в которой доходы приходится прятать, и что-то не так на острове, раз он живет за счет чужих страхов. И у острова, которому прислали евродоктора, наверное, появились шансы.

Никита Варенов, 18.03.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме