Зарубежные "дочки" на выданье
Расставание с эмигрантским прошлым
Следует оговориться, что речь (пока, во всяком случае) не идет об автоматическом упразднении самого института банковских росзагранучреждений. Даже несмотря на то, что сроки, определенные новой редакцией закона о ЦБ, мягко говоря, поджимают.
Пока из всех росзагранбанков выбрали пятерку бесспорных лидеров. То есть наиболее привлекательный для потенциальных покупателей товар. Их и попробуют продать, причем не только в хорошие, но и в богатые руки: не случайно Национальный банковский совет решил, что подыскивать новых владельцев для "дочек" следует не кулуарно, а через аукцион.
Первым в перечне "находящихся на выданье" по праву стоит коммерческий банк для Северной Европы (Banque Commerciale pour l’Europe du Nord) – Eurobank. Любопытна история этой парижской кредитной организации: банк был основан в январе 1921 года в Париже русскими эмигрантами. Свое нынешнее название получил в августе того же года. В 1925-м советское правительство выкупило банк "для обслуживания внешнеторговых платежей между СССР и Францией". С июня 1940-го по июль 1946-го банк был закрыт, а после войны вернулся к прежней деятельности.
В 60-70-е годы прошлого века Eurobank стал едва ли ни главным расчетным центром, обслуживающим советские организации во Франции и французские компании, торгующие с Советским Союзом. К началу 90-х среди его акционеров наряду с ныне покидающим банк ЦБ РФ значились Промстройбанк России, Центросоюз России, ВВО «Новоэкспорт» (у каждого было менее 10% акций, а у Банка России – более 75%; в настоящее время этот показатель составляет 87,3%).
Несмотря на то, что о готовности приобрести цэбэшный пакет акций французского банка уже заявили Внешторгбанк и банк "Еврофинанс" (по иронии судьбы, последний – бывшая российская "дочка" самого Eurobank), наиболее реальным покупателем считается входящая в структуру Всемирного банка Международная финансовая корпорация (IFC).
О серьезности намерений свидетельствует, в частности, недавний кредит, выданный IFC парижскому росзагранбанку. Таким образом, самый лакомый кусок зарубежного цэбэшного наследства, по всей видимости, из России уплывет.
По той же схеме получится, видимо, и с другим "ветераном движения" – лондонским Moscow Narodny Bank. Этот банк был создан в 1919 году на базе лондонского отделения своего дореволюционного прародителя - крупнейшего кооперативного банка империи с тем же названием – "Московский народный". В 1971-м банк открыл отделение в Сингапуре, где работал бывший дважды председатель Банка России Виктор Геращенко. Как и парижский коллега, с середины 70-х банк "вернулся" на историческую родину, открыв в Москве свое представительство.
Как рассказывают старожилы, в начале 90-х некоторые коммерческие российские банки задумали выкупить у ЦБ Moscow Narodny Bank. Прослышав про это, британские надзорные власти недвусмысленно намекнули: мы кого попало на свой рынок финансовых услуг не пускаем. Пока Moscow Narodny контролируется Банком России, готовы его потерпеть. А вот если ЦБ уйдет, отыщем повод указать вам на дверь...
Так или иначе, но Центробанк не только отказался от планов уходить из "Народного", но и увеличил свою долю в банке с 50,1% до 88,89%. Удастся ли теперь российским банкам (пускай и с весьма солидной даже по европейским меркам репутацией) уломать британских чиновников? Думается, что вряд ли: Moscow Narodny Bank – не футбольный клуб Chelsea; тут больше головой играть нужно.
Так что и в случае с лондонской "дочкой" покупатель может оказаться "без российского паспорта".
Второй эшелон: все может решиться "по-домашнему"
Как уже упоминалось выше, о приватизации бывших совзагранбанков, равно как и о переходе в частные руки крупнейших банков страны с государственным участием, говорили всю первую половину 90-х. Но если разговоры о том, что Столичный банк сбережений за компанию с "Национальным кредитом" Олега Бойко "распилят" Сбербанк России, так и остались разговорами, приватизация финансовых загранучреждений все-таки пошла. Первыми ласточками в этом деле стали люксембургский East-West United bank s.a. и франкфуртский Ost-West Handelsbank AG.
East-West United – банк сравнительно молодой. Он был основан в 1974 году "с целью обслуживания внешнеторговых операций между Люксембургом и другими западноевропейскими странами с одной стороны и СССР – с другой". В начале 90-х банк несколько сдал позиции, а вот до того на его долю приходилось до половины всех банковских операций между Советским Союзом и Люксембургом.
Возможно, последнее утверждение звучит чуточку комично: что за партнер такой – Люксембург? Однако в отличие от Германии, Франции или Финляндии, традиционно считающихся крупнейшими торговыми партерами СССР, а теперь уже и России, есть так называемые "банковские страны", через которые проходят основные внешнеэкономические расчеты страны. И здесь Люксембург, Швейцария, Австрия или Кипр играют зачастую не меньшую роль, нежели Франция или Великобритания.
Возможно, поэтому в начале 90-х на East-West United bank s.a. обратил внимание бывший сотрудник Банка России, глава весьма преуспевающего на тот момент банка "Империал" Сергей Родионов. Его банк приобрел 49% акций East-West United, уравнявшись по размерам своего пакета с Банком России (оставшиеся 2% достались парижскому Eurobank).
Франкфуртский Ost-West Handelsbank немногим старше своих люксембургского и австрийского родственников-соседей: банк был основан в финансовой столице Германии в 1971 году. В начале 90-х он также попал в поле зрения молодого российского бизнеса и уже по итогам 1993 года его акционерами – наряду с ЦБ, у которого тогда был 50,1% акций (доля эта изменилась несущественно и составляет сейчас 51,62%) – стали Архангельский Промстройбанк, "Станкоимпорт", "Юганскнефтегаз" и ТОКО, получивший чуть менее 30% акций Ost-West Handels.
В отличие от британцев, люксембуржцы и немцы "новых" русских акционеров не испугались (или не заметили?). Не исключено, что спокойно отнесутся они и к приходу "совсем новых" акционеров из России. А побороться здесь явно есть за что: про Люксембург мы уже говорили, а плюсы от финансового присутствия на Майне в объяснении, видимо, не нуждаются. Причем, Внешторгбанк остается одним из главных кандидатов на покупку.
В свою очередь другой представитель "молодой поросли" – венский Donau Bank AG – также имеет все шансы вернуться к ВТБ. Почему "вернуться"? Да потому, что при основании в том же что и East-West United 1974 году его акционерами выступили Госбанк и Банк внешней торговли СССР, скинувшиеся на Donau поровну. Надо признать, что несмотря на молодость, австрийский рос- (в то время еще "сов-") загранбанк добился больших успехов. Так, к 1988 году он стал крупнейшим иностранным банком в Австрии. После распада СССР и ликвидацией СЭВ, Donau Bank быстро освоился на рынке и установил тесные отношения с коммерческими организациями из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, Эстонии. Расширяя спектр предлагаемых услуг, банк, в частности, создал собственные лизинговые компании и стал принимать участие в различных международных программах, в том числе, в обслуживании кредита России со стороны Мирового банка.
Не исключено, правда, что в спор за наследие ЦБ наряду с IFC, ВТБ и "Еврофинансом" вступят и другие. Тот же Росбанк, например, объявивший на днях о создании в Минске дочернего Белросбанка. К слову: когда в то время глава прародителя Росбанка – ОНЭКСИМа - Владимир Потанин открывал первую зарубежную "дочку" в Женеве, он признался, что в планах его банка – открытие дочерних подразделений в США и Великобритании.
Так что, несмотря на все наши прогнозы, даже в борьбе за Moscow Narodny у IFC могут оказаться солидные конкуренты.
Статьи по теме
Зарубежные "дочки" на выданье
К ноябрю Банк России должен определиться с тем, как и кому он передаст один из главных своих международных активов – принадлежащие ЦБ акции пяти росзагранбанков. А с двумя любимыми "дочками": парижским Eurobank и лондонским Moscow Narodny Bank определяться надо совсем скоро – к концу августа и сентября соответственно. Такое решение принял на этой неделе Национальный банковский совет.
Парижская эмиграция Eurobank
Во вторник во французской столице проходит первая за многие годы (если не единственная за всю историю существования) пресс-конференция руководства BSEN-Eurobank. Тема: подписание Международной финансовой корпорацией (IFC) и парижским росзагранбанком соглашения о выделении последнему кредита в $100 млн. Но дело, разумеется, не просто в ста миллионах: IFC делает первый шаг на пути к вхождению в число акционеров уже второго российского банковского загранучреждения. Напомним, что около месяца назад по той же схеме она начала окучивать лондонский Moscow Narodny Bank.