статья Зарубежные "дочки" на выданье

Ярослав Скворцов, 24.07.2003
Фото с сайта NEWSru.com

Фото с сайта NEWSru.com

Расставание с эмигрантским прошлым

Следует оговориться, что речь (пока, во всяком случае) не идет об автоматическом упразднении самого института банковских росзагранучреждений. Даже несмотря на то, что сроки, определенные новой редакцией закона о ЦБ, мягко говоря, поджимают.

Пока из всех росзагранбанков выбрали пятерку бесспорных лидеров. То есть наиболее привлекательный для потенциальных покупателей товар. Их и попробуют продать, причем не только в хорошие, но и в богатые руки: не случайно Национальный банковский совет решил, что подыскивать новых владельцев для "дочек" следует не кулуарно, а через аукцион.

Первым в перечне "находящихся на выданье" по праву стоит коммерческий банк для Северной Европы (Banque Commerciale pour l’Europe du Nord) – Eurobank. Любопытна история этой парижской кредитной организации: банк был основан в январе 1921 года в Париже русскими эмигрантами. Свое нынешнее название получил в августе того же года. В 1925-м советское правительство выкупило банк "для обслуживания внешнеторговых платежей между СССР и Францией". С июня 1940-го по июль 1946-го банк был закрыт, а после войны вернулся к прежней деятельности.
В 60-70-е годы прошлого века Eurobank стал едва ли ни главным расчетным центром, обслуживающим советские организации во Франции и французские компании, торгующие с Советским Союзом. К началу 90-х среди его акционеров наряду с ныне покидающим банк ЦБ РФ значились Промстройбанк России, Центросоюз России, ВВО «Новоэкспорт» (у каждого было менее 10% акций, а у Банка России – более 75%; в настоящее время этот показатель составляет 87,3%).
Несмотря на то, что о готовности приобрести цэбэшный пакет акций французского банка уже заявили Внешторгбанк и банк "Еврофинанс" (по иронии судьбы, последний – бывшая российская "дочка" самого Eurobank), наиболее реальным покупателем считается входящая в структуру Всемирного банка Международная финансовая корпорация (IFC).
О серьезности намерений свидетельствует, в частности, недавний кредит, выданный IFC парижскому росзагранбанку. Таким образом, самый лакомый кусок зарубежного цэбэшного наследства, по всей видимости, из России уплывет.

По той же схеме получится, видимо, и с другим "ветераном движения" – лондонским Moscow Narodny Bank. Этот банк был создан в 1919 году на базе лондонского отделения своего дореволюционного прародителя - крупнейшего кооперативного банка империи с тем же названием – "Московский народный". В 1971-м банк открыл отделение в Сингапуре, где работал бывший дважды председатель Банка России Виктор Геращенко. Как и парижский коллега, с середины 70-х банк "вернулся" на историческую родину, открыв в Москве свое представительство.

Как рассказывают старожилы, в начале 90-х некоторые коммерческие российские банки задумали выкупить у ЦБ Moscow Narodny Bank. Прослышав про это, британские надзорные власти недвусмысленно намекнули: мы кого попало на свой рынок финансовых услуг не пускаем. Пока Moscow Narodny контролируется Банком России, готовы его потерпеть. А вот если ЦБ уйдет, отыщем повод указать вам на дверь...

Так или иначе, но Центробанк не только отказался от планов уходить из "Народного", но и увеличил свою долю в банке с 50,1% до 88,89%. Удастся ли теперь российским банкам (пускай и с весьма солидной даже по европейским меркам репутацией) уломать британских чиновников? Думается, что вряд ли: Moscow Narodny Bank – не футбольный клуб Chelsea; тут больше головой играть нужно.
Так что и в случае с лондонской "дочкой" покупатель может оказаться "без российского паспорта".

Второй эшелон: все может решиться "по-домашнему"

Как уже упоминалось выше, о приватизации бывших совзагранбанков, равно как и о переходе в частные руки крупнейших банков страны с государственным участием, говорили всю первую половину 90-х. Но если разговоры о том, что Столичный банк сбережений за компанию с "Национальным кредитом" Олега Бойко "распилят" Сбербанк России, так и остались разговорами, приватизация финансовых загранучреждений все-таки пошла. Первыми ласточками в этом деле стали люксембургский East-West United bank s.a. и франкфуртский Ost-West Handelsbank AG.

East-West United – банк сравнительно молодой. Он был основан в 1974 году "с целью обслуживания внешнеторговых операций между Люксембургом и другими западноевропейскими странами с одной стороны и СССР – с другой". В начале 90-х банк несколько сдал позиции, а вот до того на его долю приходилось до половины всех банковских операций между Советским Союзом и Люксембургом.
Возможно, последнее утверждение звучит чуточку комично: что за партнер такой – Люксембург? Однако в отличие от Германии, Франции или Финляндии, традиционно считающихся крупнейшими торговыми партерами СССР, а теперь уже и России, есть так называемые "банковские страны", через которые проходят основные внешнеэкономические расчеты страны. И здесь Люксембург, Швейцария, Австрия или Кипр играют зачастую не меньшую роль, нежели Франция или Великобритания.
Возможно, поэтому в начале 90-х на East-West United bank s.a. обратил внимание бывший сотрудник Банка России, глава весьма преуспевающего на тот момент банка "Империал" Сергей Родионов. Его банк приобрел 49% акций East-West United, уравнявшись по размерам своего пакета с Банком России (оставшиеся 2% достались парижскому Eurobank).

Франкфуртский Ost-West Handelsbank немногим старше своих люксембургского и австрийского родственников-соседей: банк был основан в финансовой столице Германии в 1971 году. В начале 90-х он также попал в поле зрения молодого российского бизнеса и уже по итогам 1993 года его акционерами – наряду с ЦБ, у которого тогда был 50,1% акций (доля эта изменилась несущественно и составляет сейчас 51,62%) – стали Архангельский Промстройбанк, "Станкоимпорт", "Юганскнефтегаз" и ТОКО, получивший чуть менее 30% акций Ost-West Handels.
В отличие от британцев, люксембуржцы и немцы "новых" русских акционеров не испугались (или не заметили?). Не исключено, что спокойно отнесутся они и к приходу "совсем новых" акционеров из России. А побороться здесь явно есть за что: про Люксембург мы уже говорили, а плюсы от финансового присутствия на Майне в объяснении, видимо, не нуждаются. Причем, Внешторгбанк остается одним из главных кандидатов на покупку.

В свою очередь другой представитель "молодой поросли" – венский Donau Bank AG – также имеет все шансы вернуться к ВТБ. Почему "вернуться"? Да потому, что при основании в том же что и East-West United 1974 году его акционерами выступили Госбанк и Банк внешней торговли СССР, скинувшиеся на Donau поровну. Надо признать, что несмотря на молодость, австрийский рос- (в то время еще "сов-") загранбанк добился больших успехов. Так, к 1988 году он стал крупнейшим иностранным банком в Австрии. После распада СССР и ликвидацией СЭВ, Donau Bank быстро освоился на рынке и установил тесные отношения с коммерческими организациями из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, Эстонии. Расширяя спектр предлагаемых услуг, банк, в частности, создал собственные лизинговые компании и стал принимать участие в различных международных программах, в том числе, в обслуживании кредита России со стороны Мирового банка.

Не исключено, правда, что в спор за наследие ЦБ наряду с IFC, ВТБ и "Еврофинансом" вступят и другие. Тот же Росбанк, например, объявивший на днях о создании в Минске дочернего Белросбанка. К слову: когда в то время глава прародителя Росбанка – ОНЭКСИМа - Владимир Потанин открывал первую зарубежную "дочку" в Женеве, он признался, что в планах его банка – открытие дочерних подразделений в США и Великобритании.

Так что, несмотря на все наши прогнозы, даже в борьбе за Moscow Narodny у IFC могут оказаться солидные конкуренты.

Ярослав Скворцов, 24.07.2003