статья С народом на Ходынке

Юрий Богомолов, 08.05.2012
Юрий Богомолов. Кадр Граней-ТВ

Юрий Богомолов. Кадр Граней-ТВ

Президент после обструкции, которую ему устроили москвичи своими протестными акциями (и той, которую он им устроил с помощью омоновцев) на улицах и площадях столицы, сумел несколько сгладить в глазах мировой общественности невольно возникшее впечатление о кремлевской стене отчуждения между простым народом и вновь избранным главой государства.

***

Днем инаугурация, затем – банкет. Все это вдали от народных масс, за зубчатыми стенами, в окружении элиты. А вечером этого же дня он уже с простыми людьми в ледовом дворце на Ходынке гонял шайбу, обливаясь потом.

Телеканал "Россия-2", который, судя по программе, должен был показывать матч чемпионата мира между сборными США и Словакии, сумел быстро переориентироваться и показать сражение между сборной ветеранов с громкими именами (Фетисов, Крутов, Макаров и т.д.) и сборной любителей, за которую в майке под одиннадцатым номером выехал на лед Сам. Из других известных "любителей" можно было заметить губернатора Подмосковья Шойгу и саксофониста Бутмана. На трибуне среди зрителей телекамера отличила господина Берлускони с блондинкой. Оба были польщены, когда их друг, осторожно объехав нескольких игроков, закатил шайбу в полупустые ворота.

Путин-хоккеист – это новость. Ну, дзюдоист – да. И давно. Ну, любитель горнолыжного спорта, ну летчик, ну танкист, ну автомобилист, юрист, аквалангист... Странно, что все еще не фигурист. Хотя теперь уже ни за что нельзя поручиться.

Переключившись на другой канал, я снова увидел Путина на льду - только в майке сборной России, но опять же под номером 11. Это шел документальный фильм немецкого ТВ "Я – Путин. Портрет".

Обещан он был НТВ два с лишним месяца назад и стоял уже в сетке как раз за три дня до президентских выборов. Но тогда показ отменили. Показалось, нехорошо так уж откровенно подыгрывать одному из кандидатов на президентский пост. То ли НТВ застеснялось - под свою ответственность. То ли самому кандидату стало неловко. Неважно. Важно, что сегодня работа немецкого журналиста Хуберта Зайпеля оказалась ложкой к президентскому банкету.

Еще до титров мы видим Путина в машине, поясняющим журналисту-портретисту на чистом немецком языке, где Кремль, а где Университет. Мимо несется вечерняя Москва. Журналист задает свой первый неудобный вопрос: "В чем причина негативного к вам отношения со стороны Запада?".
- Страхи, - коротко бросает собеседник.
И разъясняет: мол, страхи не перед ним, Путиным, а перед Россией, перед ее масштабами, перед ее ядерным оружием, перед ее возможностями в других областях.

Затем журналист дает интервьюируемому удобный пас: "У Запада есть ультимативное требование: "Вы должны быть как Запад. Будьте любезны, примите западные правила". И Путин с этой подачи забивает эффектную шайбу в ворота сборной своих оппонентов под аплодисменты Ходынки:
- Нет, нет. Я должен быть таким, каким хочет меня видеть народ.
Ну и далее повесть о том, каким хотел бы увидеть его народ с точки зрения Хуберта Зайпеля. И каким он его увидел.

Увидел его прежде всего на охоте, как сказано в фильме, "на благородных оленей". Как он их подстреливает, не показано. Поскольку, возможно, народ этого видеть не хотел бы. Зато народ увидел, как он кушает приготовленную на костре благородную оленину.

Далее народ узнает, что более всего ценит Путин: тишину, удаленность и преданность. Затем небольшая ретроспекция в бедное питерское детство. Напоминание о том, как он непринужденно выключил из игры за влияние на власть нескольких олигархов, а одного из них надолго посадил. Как он легким манием руки заставил господина Дерипаску расписаться под каким-то контрактом; подозвал к себе, подвинул ему бумагу, дал ручку. Тот не глядя ее подмахнул и чуть было не унес премьерскую ручку. Но не унес. Премьер не позволил.
Такие "шайбы" особенно ценятся простыми болельщиками.

Следом выдвижение на пост президента и единодушная поддержка съезда победителей – "Единой России". И тут Хуберт лезет с неудобным, можно сказать, провокационным вопросом: "Почему он, а не Медведев, на которого сделал ставку Запад?". Хоккеист назидательным финтом уходит в сторону: "Ставку надо делать на народ".

Журналист, поняв с полуслова, демонстрирует, как эта ставка была сделана. Покуда президент Медведев идет в отреставрированный Большой театр вместе с "теми, у кого есть деньги и связи", кандидат в президенты Путин учится стоять на коньках и держать в руках клюшку. На катке двое: тот, кто дает удобные пасы, и Путин, который катает шайбу до изнеможения. В этом и смысл смены Путиным спортивного пристрастия – от элитарного горнолыжного отдыха к любимой народом командной игре в хоккей, успехами в которой страна всегда гордилась.

***

Значит, мы видим с одной стороны гламурного Медведева, с другой – потного Путина. Чтобы у зрителей не осталось сомнения в том, как надо трактовать эту диспозицию, закадровый голос сообщает, что Путин намеренно "дистанцируется от нуворишей и предшественника".

От Медведева, положим, он дистанцировался не столь уж далеко, а с Лукашенко, который тоже предпочитает хоккейную коробку всяким там балетам и операм, сильно сблизился. И не только в области хоккея, но и по части палочной дисциплины.

Немецкий журналист нашел, впрочем, еще один резон в увлечении портретируемого героя хоккеем. Путин собирается через два года лично открывать cочинскую Олимпиаду. А для этого ему надо будет научиться более или менее уверенно держаться на коньках. Не так, как держался на лыжах пастор Шлаг в популярном фильме из жизни разведчиков.

Но президент нашел применение своей новой спортивной дисциплине на пару лет раньше. Благодаря двум его шайбам сборная команда любителей выиграла вчера у сборной ветеранов со счетом 6:5. Причем решающую шайбу заколотил именно Владимир Владимирович.

Эта шайба влетела не только в ворота профессионалов, но и в ворота либералов. В этот момент на Ходынке и произошло трогательное и единодушное воссоединение Путина с народом, которое было подвергнуто сомнению на Болотной и других площадях, улицах и бульварах столицы.

***

Что должно быть особенно обидно отечественным пропагандистам и публицистам? Оказалось, что и в номинации, где у них особенно большой опыт, они явно и постыдно проиграли немецкому журналисту. Хуберт Зайпель дал хороший урок Аркадию Мамонтову, прочим создателям агиток типа "Анатомии протеста" и даже Никите Михалкову, автору известного эссе "55", - урок тактичного лизоблюдства, по достоинству оцененного и руководством НТВ, и уж наверняка самим Путиным.

Учиться надо мастерам нашего агитпропа. Уже осенью этого года стране предстоят торжества по случаю 60-летия президента Путина.

Когда-то Остап Бендер смешил нас: "Запад нам поможет". Сбылась мечта идиота: Запад реально помог, но не Бендеру. И не Ходорковскому. И не стране.

Юрий Богомолов, 08.05.2012


в блоге Блоги