статья Киргизская грусть

Владимир Ермолин, 15.06.2010
Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

События в Киргизии вновь заставили солдатских матерей России опасаться: а не пошлют ли в горячую точку срочников? Минобороны быстро заверило - не пошлют. В таких случаях именно скорость реакции определяет степень доверия к официальным заявлениям. Вернее, степень недоверия. Особенно на фоне объявленной тенденции - сокращать число контрактников, увеличивать объем призыва. Армия, в которой соотношение "профи" (офицеров и контрактников) и "любителей" (военнослужащих, призванных на 12 месяцев) составляет один к десяти, без последних в горячих точках не обойдется по определению.

А вероятность ввода российских солдат на территорию Киргизии на сегодняшний день весьма велика. Кремль старается разделить ответственность за наведение порядка в этой неспокойной республике между всеми членами ОДКБ, но очевидно, что львиная доля тяжелой работы ляжет на плечи российских военнослужащих. А в частях, которые составляют костяк военных сил ОДКБ, например, в Ивановской воздушно-десантной дивизии и Ульяновской десантно-штурмовой бригаде, проходят службу не только контрактники. То же относится к внутренним войскам и спецподразделениям МВД.

Те, кто против участия российских солдат (и не только срочников) в наведении порядка в Киргизии, надеются на устав и другие документы ОДКБ, в которых нынешняя ситуация не предусмотрена. Нет внешней агрессии, акций международного терроризма, оживления наркотрафика или природных катаклизмов. Но устав подправить можно, хотя это и займет некоторое время. А то и вовсе квалифицировать беспорядки как провокацию транснациональной организованной преступности - тогда и устав править не придется. Так что правовые препоны тут преодолеваются легко. Была бы коллективная воля, а она, судя по последним заявлениям, исходящим из ОДКБ, вроде бы есть.

Однако на практике дружный ввод миротворцев ОДКБ просматривается смутно. Эксперты уже сейчас сомневаются в целесообразности привлечения к киргизско-узбекскому замирению казахов и таджиков, чьи отношения также небезоблачны. Подпись белорусского президента под документами КСОР (Коллективных сил оперативного реагирования) вовсе не означает, что Лукашенко реально отправит своих парней за пределы Белоруссии: Конституция по-прежнему это запрещает. Армения уже не раз высказывалась в том духе, что ей не с руки проявлять военную активность в мусульманском регионе. Про деликатность положения Узбекистана в этой ситуации и говорить не приходится. Велика вероятность, что Ташкент ограничится ролью наблюдателя. В сухом остатке - российские штыки.

Между тем для ОДКБ пробил час испытаний. Имея в своем распоряжении миротворческий контингент, силы оперативного реагирования и коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (ЦАР), эта организация еще ни разу не решала столь масштабной задачи по принуждению к миру именно гражданского населения. По сути речь идет о полицейских функциях, которые ни одна из упомянутых силовых структур ОДКБ на учениях не отрабатывала.

Привлечение вооруженных сил ОДКБ в статусе миротворцев (кстати, на это еще нужно согласие ООН) в разгар конфликта ни к чему кроме лишних жертв не приведет. Миротворцы хороши там, где война уже позади или хотя бы на излете и нужен буфер между враждующими сторонами. Значит, начинать там должны КСОР, куда частично уже влились силы быстрого реагирования ЦАР. Но на деле это будет означать втягивание российских десантников в боевые столкновения в зоне, где они неспособны действовать эффективно. А возложение главной задачи на спецотряд МВД "Зубр" и другие подразделения внутренних войск ввиду массовости конфликта не сулит ничего хорошего для российских бойцов.

Для тех, кто заинтересован в раскачивании ситуации в этом регионе, втягивание в военные действия России - желанная цель. Практика показывает, что тогда конфликт можно растянуть в долгоиграющую войну с привлечением максимального числа международных участников. Тем более что временному правительству Розы Отунбаевой здорово недостает легитимности.

А соблазн показать, кто в доме хозяин, у Кремля сейчас очень велик. Особенно после того, как Вашингтон не ответил на SOS из Бишкека, сославшись на "перезагрузку" отношений с Москвой. Так что не только для солдатских матерей, но и для всех семей российских военнослужащих наступила пора тревожных ожиданий.

Владимир Ермолин, 15.06.2010


новость Новости по теме