Крысис среднего возраста
Крыса, увиденная персонажами романа Альбера Камю "Чума", на долгие годы стала символом тревожного предчувствия неприятных перемен. В России и крысы-то никакой никто не видывал, а все же тревожное предчувствие, что ее тленное тельце вот-вот появится на вымытой импортными шампунями лестничной площадке, охватывает многих. И автор этих строк не исключение. Не то чтобы он ходил по Москве в поисках крысы - да и чего искать-то ее, в российской столице крысы давно чувствуют себя как дома, выпрыгивая из мусорных бачков, ларьков с шаурмой или подвалов, - но предчувствие, что крыса может сдохнуть, никак не оставляет. Вот например: развод Олега Дерипаски и Полины Юмашевой - это светская новость или все же дань такому предчувствию?
Блестящие молодые люди познакомились на вечеринке у Романа Абрамовича. Так когда-то знакомились в "Войне и мире" галантно предлагая даме руку для первого танца. Роман - великолепный хозяин салона, князь-губернатор с бокалом шампанского. Олег - молодой и успешный владелец миллиардного состояния. И Полина - наследница не просто своего замечательного отца, Валентина Юмашева, но даже в какой-то мере внучка самого Бориса Николаевича Ельцина, на дочери которого женился влюбленный журналист. Такие браки совершаются только на небесах власти - и только с падением власти с небес они заканчиваются.
Я даже не хочу задаваться вопросом, кто кому теперь не нужен. Решили ли Полина и ее родители, что стремительно беднеющий "олигарх" больше не пара представительнице самого влиятельного семейства современной России? Или же разоряющийся миллиардер понял, что это семейство уже не спасет его от возможного разочарования, и для того чтобы сохранить хоть что-то, надо сориентироваться совсем на других людей? Какая разница, кто кому теперь не нужен. Важно, что от этой новости пахнет грядущими изменениями российского миропорядка.
Пока что, конечно, крысы не посещают особняки Рублевки. Пока они под ларьком в Бутове. И Дерипаска собирается не разоряться, а строить курорт в Черногории. Но куда мы спешим? Ведь экономические эпидемии куда более методичны, чем чума, куда более спокойны, чем оспа, куда более неотвратимы, чем краснуха. И если сегодня эксперты хладнокровно подсчитывают, на сколько миллиардов обеднели российские олигархи, то завтра они станут считать, сколько олигархов в России вообще осталось.
Но если Россия станет государством бывших олигархов, государством, где на вечеринках у Романа Абрамовича будут знакомиться исключительно чиновники государственных корпораций, а может, и не будет вовсе этих вечеринок, то кто же займет место самых талантливых людей российского настоящего, стремительно становящегося российским же прошлым? Новые олигархи, вовремя выхватившие кусок из ослабевших рук миллиардеров эпохи стабильности? Государственные чуть не сказал мужи, распоряжающиеся национализированным? А вдруг вообще появятся люди, способные зарабатывать и распоряжаться заработанным, а не хапать, тратить и терять? Или это из области научной фантастики?
Но это ведь и есть самое интересное. Как и то, кто в современной российской власти окажется крысоловом и объяснит изумленным гражданам, что и стабильности никакой не было, и олигархи - никакие не олигархи, и страна не только не встала с колен, но еще даже не обрела этой позы, оставаясь последние годы в равнодушно-лежачем положении. Ведь именно этот крысолов - если появится - и окажется настоящим российским национальным лидером, сменив господствующую в стране с начала нового тысячелетия имитацию власти.
Статьи по теме
Кризиса.net
В одной реальности обсуждаются последствия мирового финансового коллапса для страны, проблемы на рынке рабочей силы, недвижимости, кредитования - словом, все то, что и составляет сегодня суть существования Российского государства. В другой - телевизионной, популярной, агитационной - о кризисе не говорится ничего.
Действительно весело было
Кризис - правильная вещь. Жизнь живет не по художественным законам, а когда живет по ним, получается известно что. Но то, что состояние кризиса, даже симулированное, весьма плодотворно для появления новых идей, распространяется и на искусство, и на жизнь.