статья Послевыборная компания

Илья Мильштейн, 05.10.2007
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

"Что тот генерал, что этот", - молвил в сердцах Борис Николаевич, и это на его неповторимом кремлевском языке означало увольнение. Он устал от своих ближайших соратников и посылал их куда подальше. С глаз долой, из сердца вон - навеки.

По сравнению с Ельциным Ющенко сегодня куда тяжелей.

Никого, включая Раду, которую он отправил на перевыборы, он разогнать не может. Ни заклятых союзников во главе с оранжевой Юлей, ни солидных врагов во главе с тезкой Януковичем. Таков характер президента, и таковы, что еще важнее, правила игры. И нет под рукой ни Чубайса, ни Лебедя, на которых он мог бы опереться в политической борьбе. Ющенко одинок.

Пейзаж после выборов 2007 года мало изменился по сравнению с прежними ландшафтами. Опять Ющенко может чувствовать себя моральным победителем: выборы в его стране, как и в прошлый раз, прошли драматично, демократично, без использования административного ресурса, по-европейски, не по-нашему. Но и только. "Бронза" для него на этих выборах - награда хоть и ожидаемая, но бедноватая.

Опять перед президентом все тот же проклятый выбор: между Тимошенко и Януковичем. Оранжевые идеалы, страсть и любовь, "война с коррупцией", перманентный карнавал и скандал как стиль общения и руководства - это с одной стороны, скажем, слева. А справа дружелюбно, с застывшей улыбкой на неподвижном лице, помахивает рукой "проффэсор". И оба знакомы до слез.

Чем хороша леди Ю - она со своими врагами, среди которых может опять оказаться Виктор Андреевич, будет драться открыто. Не скрывая ни президентских амбиций, ни личного отношения к "тюфяку" Ющенко, едва тот пожелает несколько замедлить темпы построения счастливого общества в отдельно взятой Украине.

Чем плох Янукович - он скрытен. Хотя в целом тоже понятен - своей неторопливой блатной повадкой, а солидностью как чертой характера даже близок президенту. К тому же, в отличие от яростной Юлии Владимировны, которую не устрашить ни тюрьмой, ни отставками, премьер - человек обучаемый. То есть в опасных ситуациях Янукович пугается и отступает, как во времена революции или после того, как президент, разгадав его коррупционные игры в Раде, назначает новые выборы. Впрочем, он по-прежнему очень опасен, этот народный избранник с двумя погашенными судимостями - поддержкой Востока, поддержкой донецких, поддержкой Москвы.

Чему научил Тимошенко опыт прежних лет - вопрос столь же трудный, как и способность Януковича незаметно объединить у себя за спиной бывших сторонников президента. Ибо сила его всегда питалась несговорчивостью вождей 2004 года, и чем охотней выясняли между собой отношения, ругались и проклинали друг друга герои оранжевой революции, тем глубже Украина задумывалась о человеке, которого Путин уже дважды поздравлял с победой в том незабываемом году. И чем безнадежней разочаровывались украинцы в своих оранжевых вождях, тем уверенней чувствовал себя Янукович.

По совести Ющенко должен объединяться с леди Ю. Но с души - воротит. По сердцу он не хочет работать в паре ни с кем из них.

Вообще с Жанной д’Арк хорошо на баррикадах, а в мирной жизни с ней почти невыносимо. Вообще с Януковичем хорошо в первые дни после расставания с Тимошенко, а потом выясняется, что этот тихий, спокойный человек неторопливо сожрет тебя и не поперхнется. Что тот генерал, что этот, а третьего не дано. Буриданову ослу - и то было легче.

Поэтому президент берет паузу.

Потрясая своих сторонников из "Нашей Украины" и Юлию Тимошенко, приятно изумляя Януковича, он призывает всех (за исключением коммунистов) участников предвыборных баталий к созданию "широкой правящей коалиции". И тут же улетает в Германию, где без него никак не обойтись при вручении неких ежегодных наград. Вы тут договаривайтесь, господа, а у меня дела. Поважнее ваших.

В этом был основной смысл предотлетного президентского послания: показать, кто в хате хозяин. Но не только. Подвешивая ситуацию, он слегка притормаживал активность Кремля и "Газпрома", которых при беглом знакомстве с результатами выборов уже пробивало на условный рефлекс: платите миллиарды или отключим газ. Наконец, он дал понять всем заинтересованным сторонам, что в скором будущем, кто бы ни победил, ему придется иметь дело с другим Ющенко. С тем, который разогнал Раду и настоял на выборах, а теперь еще подумает, кого брать в команду. Пока же готов подождать и послушать, как будут без него искать компромисс БЮТ и Партия регионов.

Обреченный вновь работать с коалиционным правительством, Виктор Ющенко стремится к тому, чтобы формировать кабинет с позиции силы. А если сил не в избытке и голосов на выборах набралось не слишком много, то остается лишь по мере возможностей замедлять стремительное течение политической жизни. Это верное стратегическое решение, да и тактика по сути правильная. Ему ведь, как и в 2004, и в 2006 годах, так хочется назначить премьером верного Еханурова. А судьба-злодейка подсказывает другие имена.

В прошлый раз он метался между ними, мучительно выбирая меньшее из зол, пропади они все пропадом. Теперь выбирать опять приходится среди тех же мучителей, так пусть и они помаются вместе с ним. Может, потом станут послушнее - тот из них (та, скорее всего), на кого он укажет, подумав, поколебавшись, поговорив, поставив условия. Жаль только, эту сладкую паузу нельзя держать вечно.

Илья Мильштейн, 05.10.2007