статья Интеллектуал и интеллигенция

Эдуард Лимонов, 08.05.2012
Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

Интеллектуал генерирует, создает идеи. Интеллектуалы - продукт штучный, их обычно появляется 5-10 на столетие. Из самых последних интеллектуалов назову Сартра, ну Солженицына.

Интеллигенция эксплуатирует, распространяет созданные интеллектуалом идеи, пускает их в дело. Работает с ними, зачастую зарабатывая на генерированных интеллектуалом идеях. Интеллигенция второстепенна по отношению к интеллектуалу, ее деятельность - продукт его куда более высокой и важной деятельности. Интеллигенты - иждивенцы интеллектуала. В развитых странах их как минимум сотни тысяч, в России - несколько миллионов, наверное. Интеллигенты всегда отстают по времени от интеллектуала, всегда запаздывают, как минимум на поколение. Потому и нет пророка в своем отечестве, и какой-нибудь Маркс скромненько умирает почти в нищете.

Я же говорю, интеллигенция отстает по фазе. Основная ее масса всегда работает с протухшими, несвежими идеями. В РФ сейчас основная масса интеллигенции распространяет и эксплуатирует идеи либерализма и бесконечного прогресса, основанные на безжалостной эксплуатации земли, в то время как по все признакам либерализм доживает последнее десятилетие. Российская интеллигенция слепо ориентирована на Запад, а раз она слепо ориентирована на чужих кумиров-интеллектуалов, она такая же слаборазвитая и жалкая, как, скажем, там чешская, румынская или сербская, да не будет им обидно, потому что их интеллигенции не самостоятельны, а интеллектуалов у них в XXI веке не наблюдается.

Почему либерализм доживает последнее десятилетие? Готова обрушиться не так давно созданная Империя Европейских Государств. Практически обанкротился либерализм в Греции, за Грецией вот-вот последует Португалия, а там придут тяжелые времена и для других европейских стран, вплоть до крепкой, казалось бы, Франции. Повышение пенсионного возраста - еще один сигнал близкого конца либерализма.

Прогресс следует вначале замедлить, а потом остановить, уровень жизни придется драматически снизить. Катастрофы на атомной электростанции в Японии, на нефтяной платформе в Мексиканском заливе - все это успешно складывается в моизаичное полотно Большой катастрофы в масштабах всей планеты. А поздно поднявшая голову из-под советского режима российская интеллигенция опрометчиво поместила себе на знамя идеологию либерализма. Проигрывающую идеологию.

Между живущим сегодня интеллектуалом и существующей сегодня интеллигенцией всегда существует и будет существовать вражда. И ненависть интеллигенции - приверженцев умирающей, но еще не умершей идеологии - к носителю новой идеологии может быть огромной.

Это как раз мой случай.

Пожилая российская интеллигенция ненавидит меня, как ненавидят урода или карлика, просто потому что мои идеи впереди их затхлого времени старых идей. В начале 90-х годов я создал современную и правую и левую одновременно партию на фундаменте национал-большевизма первой половины XX века. Интеллигенты оболгали меня, представив "фашистом". Они умудрились намеренно проигнорировать даже тот очевидный факт, что национал-большевизм исторически являлся подавленной, репрессируемой идеологией и в нацистской Германии, и в сталинском СССР. Игнорировали, что Эрнст Никиш, немецкий идеолог национал-большевизма был брошен в 1937 году в гитлеровский концлагерь за книгу "Гитлер - злой рок Германии". Они игнорировали тот факт, что Николай Устрялов, русский идеолог национал-большевизма, погиб в сталинском концлагере. Они оболгали меня и НБП и продолжают это делать.

В интервью одному французскому журналу (кажется, L'Express) я заявил, что я единственный интеллектуал в России. Я сказал это, констатируя тот скорее грустный факт, что моя страна не блещет людьми, умеющими самостоятельно мыслить и не плетущимися в хвосте европейской, тоже скудной сегодня, мысли.

Между тем умеющие мыслить и способные к анализу за пределами моей Родины после четверти века враждебности или безразличия ко мне занялись переоценкой моей личности.

В сентябре 2011 года во Франции вышла моя 500-страничная биография Limonov, написанная влиятельным писателем Эммануэлем Каррером. Книга имеет огромный успех. Каррер вытаскивает на суд читателя проблему: такой вот Лимонов, лидер НБП, - герой он или же антигерой? Судя по тому, что книга стала бестселлером во всех категориях, автор получил несколько литературных премий, французский президент Саркози четыре раза упоминал ее среди заинтересовавших его книг, судя по тому, что биография моя продается во много раз лучше, чем вышедшие в одно с нею время биографии Стива Джобса и Михаила Ходорковского, вместе взятые, французов интересует тема.

Каррер не единственный, кто решил переоценить отношение ко мне и к удивительной партии, которую я основал. В январе этого года на сайте ВВС (естественно, англоязычном) появилась статья известного английского режиссера-документалиста, социолога и философа Адама Кертиса (Adam Curtis) под названием The Years of Stagnation and the Poodles of Power ("Годы застоя и пудели власти"). На восемнадцати страницах текста с вкраплениями видеоматериалов Кертис пристально вглядывается в историю НБП, подробно и со знанием дела пишет о Егоре Летове, Сергее Курехине, много обо мне... и - сюрприз, но необходимый в контексте, - о Владиславе Суркове. (О Суркове сказано: "И он скопировал Эдуарда Лимонова - он создал военизированную националистическую группу под названием "Наши".)

Кертис описывает застой в России и выдвигает гипотезу о таком же современном застое в западных странах. Кертис подчеркивает, что интеллигенция и в России, и на Западе не поняла сути НБП. Цитирую Адама Кертиса: "Национал-большевистская партия почти тотчас (после создания) стала "черным зверем" и советских и западных либералов, они увидели ее просто как угрозу правого национализма, который пытается препятствовать неизбежной модернизации России. Однако правда заключается в том, что Лимонов и его партия куда более сложны и интересны, чем они кажутся с первого взгляда".

Представляя видеозаписи захвата Министерства здравоохранения нацболами, Кертис делает замечательное признание: "Вот здесь кадры "лимоновских революционных провокаций", когда члены Национал-большевистской партии оккупировали Министерство финансов (неточность. - Э.Л.) в самом сердце Москвы в 2004 году. Это в точности подобно тому, как действуют активисты движения "Захвати!", которое родилось позже в Лондоне и Нью Йорке, и очень возможно, что и Лимонов, и Сурков идут впереди нас, Мы только лишь начали пытаться понять, как нам вырваться из наших годов застоя".

Запомните - "Идут впереди нас", то есть Кертис признает приоритет НБП в данном случае. Приоритет, мы начали раньше.

Кертис продолжает, комментируя видеокадры: "Протестующие кричат: "Верните деньги народу!" (Уточняю - нацболы кричали: "Народу вклады, верните,гады! и "Путин должен уйти!)"

И продолжает еще: "Я также включил кадры членов НБП, содержащихся в клетке в суде после другой такой же провокации... За ними следуют кадры: Лимонов у здания суда, говорящий о процессе. Женщина, которую вы видите за ним в цветной блузке, - Анна Политковская, она будет застрелена наемным убийцей в 2006 году". И еще кусок из замечательной статьи Кертиса: "И вот в прошедшем декабре десятки тысяч в Москве вышли демонстрировать против Путина и "управляемой демократии". Они также кричали: "Путин должен уйти!" Это было в точности то же самое, что Лимонов и его сторонники делали целый десяток лет, но в более широком масштабе".

Статья суперинтересная, надеюсь, кто-то переведет ее всю. Для всеобщего пользования и ознакомления с ней ненавидящей меня пожилой и той, что среднего возраста, российской интеллигенции. Что до их детей, то часть их уже оценили меня по заслугам. Остальные оценят со временем.

Эдуард Лимонов, 08.05.2012