Сергей Иванов: Войска из Грузии будут выводить не так, как из Германии
Решение вопроса о выводе российских военных баз из Грузии лежит только в дипломатической плоскости, заявил министр обороны России Сергей Иванов на встрече с журналистами. Об этом сообщает Интерфакс. "Министерство финансов Российской Федерации планирует выделять средства на выведение российских баз из Грузии только после заключение межгосударственного соглашения", - сказал министр. Он отметил, что такого договора пока не существует.
По его словам, такого вывода российских баз из Грузии, как это было в свое время из Германии, не будет. "Тогда солдат, офицеров и вооружение сваливали в чистом поле и называли это выводом. Больше этого не будет", - заявил министр журналистам. России следует обустроить новые военные городки для военнослужащих с выводимых из Грузии баз, отметил Иванов.
Говоря о дальнейшей судьбе российских баз в Грузии, Иванов сказал: "Идут переговоры, они будут продолжаться, а говорить, заявлять по этому вопросу можно все что угодно, мы к этому относимся спокойно". Министр отметил, что эта тема обсуждалась во время недавнего визита в Москву и.о.президента Грузии Нино Бурджанадзе. "Я с ней обсуждал эту тему, мы договорились, что возобновим переговоры. Мы ведем диалог не с националистами или какими-то маргиналами, а с законными властями Грузии", - отметил Иванов.
Комментарий
Сравнение вывода группы советских войск из Германии с выводом российских баз из Грузии, разумеется, неправомерно. Другие политические и правовые условия, другие масштабы, другое время. К тому же вспоминается, что мы начинали свое военное присутствие в Германии в качестве оккупантов, а закончили в качестве отставных союзников. Вряд ли министр обороны РФ желал намекнуть на один из этих двух (одинаково для нас нелестных) статусов.
Не вполне понятно, кого г-н Иванов считает ответственным за то, чтобы российские войска выводились из Грузии цивилизованно, а не абы как. Во всяком случае, Грузия, избавляющаяся от военного присутствия России, совершенно не обязана заботиться о будущем обустройстве наших солдат и офицеров, а уж тем более вывозимого вооружения.
Международно-правовая основа проблемы была сформулирована осенью 1999 года на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Тогда Россия взяла на себя обязательство вывести из Грузии все четыре своих базы. Однако если из Гудауты (Абхазия) и Вазиани войска должны были быть выведены безоговорочно (что уже сделано), то в отношении Батуми и Ахалкалаки было принято такое решение: базы остаются на своих местах до тех пор, пока стороны не определят их дальнейшую судьбу соглашением. За это время стороны так ни о чем и не договорились: грузины стоят на выводе в течение трех лет, МО РФ - в течение десяти.
Десять лет для вывода 4 тысяч человек, 138 танков, 213 БТР и 108 артиллерийских орудий - это что-то слишком. К тому же надо учесть, что на базах служит по контракту немало местных жителей, выводить которых никуда не надо. В любом случае, если для передислокации одной бригады требуется десять лет, то какова же вообще маневренность этого подразделения? А если, не приведи Бог, война? Вопрос, конечно, напрасный. Ясно, что на самом деле вся эта сила может переместиться (обязана) в заданную точку в считаные дни, с тылами - в считаные месяцы. Тут не стоит наводить тень на плетень. Россия просто не хочет освобождать место для США. Москва полагает, что территорию Грузии хотели бы использовать в военном отношении американцы. Со сменой Шеварднадзе Саакашвили ситуация может лишь обостриться.
Иванов сказал про Грузию: "Берлинской стены там не построишь, а госграницы практически нет". Очевидно, министр уверен, что две малочисленные базы, одна из которых (Ахалкалаки) к тому же находится с военной точки зрения в невыгодном географическом положении, могут служить опорой для отстаивания российских интересов в Грузии. На деле же это военное присутствие пока оборачивается сплошными политическими потерями для России. И не сулит Москве в дальнейшем ничего, кроме головной боли. А категоричный тон Иванова и вовсе не оставляет надежд на двустороннее соглашение, о котором шла речь в Стамбуле.