США займут крупнейшую военно-морскую базу России
Бывшая российская военно-морская база в заливе Камрань (Вьетнам) может быть передана в аренду вооруженным силам США. Переговоры об этом, по сведениям "ГАЗЕТЫ", велись в ходе официального визита в США министра обороны Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) генерала Фам Ван Ча. Намечающееся стратегическое партнерство США и Вьетнама может радикально изменить геополитическую ситуацию в Юго-Восточной Азии.
Во время своего трехдневного визита в Вашингтон министр обороны Вьетнама Фам Ван Тра встретился с госсекретарем США Колином Пауэллом, министром обороны Дональдом Рамсфелдом и председателем объединенного комитета начальников штабов генералом Ричардом Майерсом. По сведениям издания, главы оборонного и внешнеполитического ведомств США выразили крайнюю заинтересованность в использовании военно-морской базы в заливе Камрань для нужд ВМС и корпуса морской пехоты США. Источник ГАЗЕТЫ сообщает, что генерал Фам Ван Тра, прежде категорически отрицавший возможность передачи военных объектов на территории СРВ какой бы то ни было иностранной державе, на сей раз отнесся к просьбам американцев благосклонно. Кстати, именно генерал Тра был тем самым министром обороны, который полтора года назад "проводил" из залива российских военнослужащих.
Соглашение о базе Камрань должно стать для США и Вьетнама взаимовыгодным и в корне изменить геополитическую ситуацию в регионе. Вьетнам, переставший быть частью «мирового социалистического лагеря», ищет себе нового стратегического союзника, способного умерить аппетиты усиливающегося и главенствующего в этой части планеты Китая. Вьетнамцы не забыли и не простили северному соседу вторжение 1979 года. В свою очередь США, заключив союз с Вьетнамом, имеющим одну из самых многочисленных и боеспособных армий мира (в докладе, представленном в 2002 году аналитическим управлением ЦРУ конгрессу США, Народная армия Вьетнама названа лучшей в Азии; число резервистов достигает 14 млн. человек, мобилизационный ресурс страны - почти 22 млн., под ружьем постоянно находятся 962 тысячи кадровых офицеров, солдат и сержантов срочной службы), продемонстрируют Китаю, что Америка по-прежнему является в регионе серьезным игроком, способным создать противовес военной мощи почти 4-миллионной китайской армии.
Комментарий
Это естественный ход событий. Было бы наивно ждать от Вьетнама, что на месте бывшей базы ВМФ СССР/России благодарный народ устроит военно-исторический музей вьетнамо-советской дружбы. Судьба Камрани, оставленной ВМФ России, по сути была предрешена. Пентагон зондировал возможность возвращения своих ВМС во Вьетнам еще в конце 90-х. Уже тогда уход России из Камрани прогнозировался как дело решенное. Для продления срока аренды, да еще за деньги, у России не было ни средств, ни политической воли. Но если при Борисе Ельцине у руководства ВМФ доставало сил тормозить вынесение окончательного приговора одной из последних заграничных военных баз России, то при Владимире Путине вопрос решился в считанные дни.
Безусловно, военное присутствие в такой стране, как Вьетнам, обозначает нечто большее, чем просто аренда территории. Это и особый характер политических, экономических связей, и, в конечном счете, координация военно-стратегических интересов. В этом смысле выигрыш США очевиден.
А что же Россия? Меньше всего она потеряла здесь в военном отношении - выходов на Тихоокеанский ТВД у нее по-прежнему достаточно. Учитывая растущее военно-техническое сотрудничество с Индией, можно рассчитывать и на приют где-нибудь на побережье Индийского океана. Случись в том крайняя нужда. А главное, крайне невелики сами военные угрозы в этом регионе для России. Если только не строить планы в расчете на глобальную войну с США или Китаем.
Другие потери посущественней. Россия откровенно променяла Вьетнам на те страны Юго-Восточной Азии, которые могут и готовы оплачивать поставки российского вооружения и боевой техники. Иначе говоря, состоятельны как партнеры на рынке вооружений. Общеизвестно внимание Путина к оружейному бизнесу. Похоже, интересы этого бизнеса и определили судьбу Камрани и вьетнамо-российских отношений в целом.
Станут ли новые юго-восточные друзья России ее верными партнерами в военно-техническом сотрудничестве - еще большой вопрос. Но то, что они не будут менять свою многолетнюю военно-стратегическую ориентацию - однозначно. А у России, тем временем, на одного проверенного союзника в этом регионе стало меньше.
Справка
Военно-морские базы России и СССР
Сейчас у ВМФ России в дальнем зарубежье остался только один пункта базирования - Тартус в Сирии ( в ближнем - Севастополь). Тартус использовался кораблями 5-й оперативной флотилии для проведения ремонта и пополнения материальных запасов. Постоянное базирование боевых кораблей здесь не предусматривалось даже в советские времена. 5-я оперативная флотилия покинула Средиземное море осенью 1991 года. Но до сих пор в Тартусе находится одна из плавмастерских Черноморского флота (смена происходит раз в восемь месяцев). В 1999 году сюда на короткое время заходили разведывательные суда Черноморского флота, которые осуществляли слежение за кораблями НАТО, участвовавшими в войне против Югославии.
В 80-е годы советский ВМФ использовал для базирования порты Конакри (Гвинея) и Луанда (Ангола). В Луанде располагался штаб и узел связи оперативной бригады Северного флота.
До 1992 года боевое патрулирование в Индийском океане несла 8-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота. Ее пункты материально-технического обеспечения находились в порту Аден и на островах Сокотра (Йемен) и Дахлак (ныне Эритрея). Еще в 1978 году советский ВМФ оставил базу Бербера (Сомали).
Справка
Американское наследство России
На основании договора, заключенного в 1979 году, российская сторона арендует Камрань на безвозмездной основе сроком на 25 лет. Самая крупная советская военно-морская база за рубежом появилась сразу после начала вьетнамо-китайской войны 1979 года. В марте в Южно-Китайское море направилась эскадра Тихоокеанского флота во главе с артиллерийским крейсером "Адмирал Сенявин", чтобы предотвратить возможные китайские десанты на вьетнамское побережье. Уже в мае наши корабли начали осваивать военно-морскую базу Камрань, оставленную американцами в 1975 году. Летом 1979 года сюда начали заходить и советские подводные лодки - первой пришвартовалась к вьетнамскому пирсу атомная торпедная субмарина К-45. А вскоре на аэродроме Камрань появились самолеты Тихоокеанского флота - противолодочные Ил-38 и ракетоносцы Ту-16.
Статьи по теме
Камрань не по карману
Предложения ГУМВС фактически подтверждают недавнее заявление заместителя министра иностранных дел Александра Лосюкова, который также не исключил, что наша страна может отказаться от аренды Камраня после истечения в 2004 году срока действия межправительственного соглашения по базе. Проблема обострилась после того, как Вьетнам запросил за аренду базы 200 миллионов долларов в год. Для федерального бюджета это неподъемно.
Оборона без комплексов
Кабинет министров рассмотрел проблемы "оборонки". Согласно правительственной программе, в стране начиная с 2002 года идет реформа оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В 2006 году эту реформу, как и военную, объявят успешно завершенной. Судя по всему, ОПК-2006 будет выглядеть так: мощный обогатительный комбинат по добыче валюты на мировых рынках вооружений - и где-то на отшибе "свечной заводик" для нужд родной армии.