Страна в строю
В силовых ведомствах страны, как всегда накануне Нового года, проведена своего рода годовая поверка - установлена штатная численность всех, кто сегодня находится в России под ружьем. Также намечено, сколько "штыков" должно остаться в рядах силовиков к концу 2003 года согласно ведомственным планам реформирования.
Самым многочисленным войском, естественно, располагает Министерство обороны. По данным на 1 января 2003 г., в Вооруженных силах РФ по штату должно находиться 1 млн 162 тыс 200 человек (плюс 737, 6 тыс. гражданских). Сразу оговоримся: "по штату" - не означает, что именно столько душ и стоит под знаменами Российской армии. Реальных защитников Отечества меньше. В среднем недокомплект составляет около 6%. Больше всего недостает взводных - до 10% этих должностей пустует уже несколько лет. Кроме того, есть все основания полагать, что какой-то процент имен в денежных ведомостях - не что иное, как "мертвые души". Прием, дающий возможность хоть какого-то финансового маневра для воинской части и для Минобороны в целом. Но не появилась еще на свете такая счетная палата, которая смогла бы поголовно посчитать российские "штыки". Это дело доверено только самим военным. А у них своя арифметика.
К концу 2003 года Вооруженные силы сократятся на 36,8 тыс. человек. Но это на бумаге. Реально же цифра может быть и большей. Отток офицеров на гражданку по-прежнему носит неуправляемый характер. В интервью газете "Красная звезда" (9 января 2003 г.) начальник Главного управления кадров МО - заместитель министра обороны генерал-полковник Николай Панков признается, что сегодня одна из острейших проблем для Минобороны - увольнение молодых офицеров. Один пример: в минувшем году из числа досрочно уволенных в запас в Московском военном округе 80% моложе 30 лет. В целом по Вооруженным силам 37% уволенных - офицеры в возрасте от 30 до 40 лет. Обещание к концу 2003 года повысить денежное довольствие на 70% никого не греет. Проблемы достойного семейного бюджета эти 70%, конечно, не решают.
В Министерстве внутренних дел проблемы текучки кадров нет. По собственному желанию отсюда уходят значительно реже, чем из армии. Сегодня в МВД трудятся 649 тыс. человек в погонах и 94,4 тыс. без оных. В том числе в органах внутренних дел - 462,7 тыс. (плюс гражданские - 89,2 тыс.), во внутренних войсках - 186,3 тыс. (и еще 5,2 тыс. гражданских). Сокращаться будут только ВВ - на 4,6 тыс. (и еще 100 гражданских должностей). Если учесть, что согласно планам реформирования ВВ, их ряды за два ближайших года должны сократиться на 20 тыс., то старт взят явно неспешный. Руководство МВД крайне недовольно перспективой сокращения ВВ. Не исключено, что это недовольство будет учтено в связи с передачей Чечни в ведение МВД от ФСБ.
В уголовно-исполнительной системе Минюста никаких изменений в численности войск не предусматривается - как было 251,6 тыс., так и останется к концу этого года. То же самое с пограничниками. Их численность - 165 тыс. (плюс гражданских - 19,4 тыс.). Попытки руководства ФПС увеличить армию "зеленых фуражек" до 200 тыс. (соответствующие предложения не раз поступали в администрацию президента, правительство и Госдуму) пока успехом не увенчались.
Чекистов при погонах в России сегодня 66,2 тысячи, гражданских служащих ФСБ - 17,9 тыс. Немалочисленный корпус сексотов, выполняющих свой гражданский долг в различных трудовых коллективах, в эту статистику, понятно, не входит. ФСБ, так же, как и ФПС, считает, что народу у нее мало. С расширением следственных функций и оперативно-розыскной деятельности Лубянка почувствовала дефицит кадров. Но в отличие от прочих ведомств свои проблемы она решает кулуарно, в приватных беседах, не апеллируя к общественности.
Федеральное агентство правительственной связи при президенте РФ (ФАПСИ) насчитывает 38,5 тыс. сотрудников в погонах, гражданских - 14,9 тыс. Здесь сокращение коснется только гражданских служащих - за год их станет на тысячу меньше.
В этом году не меняют свою численность следующие ведомства: Федеральная служба охраны (11,5 тыс. военнослужащих и 3,2 тыс. гражданских сотрудников), Федеральная служба налоговой полиции (соответственно, 36,3 тыс. и 7,8 тыс.), Федеральная служба железнодорожных войск (48,0 тыс. и 6 тыс.), Государственный таможенный комитет (19,1 тыс. и 47,7 тыс.), Государственная пожарная служба (73,0 тыс. и 2,9 тыс.), Главное управление специальных программ президента РФ (8,0 тыс. и 3,5 тыс.), Государственная фельдъегерская служба (3,5 тыс. и 1,1 тыс.).
А вот МЧС потеряет в этом году 2 тысячи военных должностей, зато получит на тысячу гражданских должностей больше. Сегодня в МЧС под ружьем 22,1 тыс. человек, гражданских сотрудников - 7,8 тыс. Судя по всему, генерал-полковнику Сергею Шойгу не удалось убедить президента в том, что численность его войск должна из года в год расти (видимо, пропорционально росту стихийных и техногенных бедствий, обрушивающихся на Россию), что в конечном счете дало бы главе МЧС право нацепить на себя погоны генерала армии, а со временем и маршала.
Итого сегодня в силовых структурах РФ насчитывается 3 млн 203 тыс. военнослужащих. К концу года эта цифра cократится (согласно расчетам ведомственных кадровиков) на 43,4 тыс. Но помимо силовых структур своими небольшими, но все-таки армиями обладает еще около десятка министерств и ведомств. В общей сложности сегодня в РФ под ружьем немногим менее 3,3 млн человек. С учетом же гражданских служащих российские силовые структуры насчитывают в своих рядах почти 4,5 млн человек.
Статьи по теме
Страна в строю
Грани.Ру располагают документом, который называется "Штатная численность Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на 2003 год". Из него следует, что Россия обладает армией военнослужащих общей численностью немногим менее 3,3 млн "штыков". А с учетом гражданского персонала в наших силовых структурах окопалось почти 4,5 млн человек.
По Ягодным местам
Министерство внутренних дел России нуждается в создании сил
специальных операций. Соответствующие предложения направлены администрации президента, правительству и Федеральному собранию. Готовясь в следующем году принять от ФСБ Чечню, МВД почему-то обращается к опыту ОГПУ времен Генриха Ягоды. В борьбе с террором нынешние органы ищут вдохновения в массовых репрессиях 30-х годов.
Подробности в статье Владимира Темного.
Армия для внутреннего потребления
Государство обзаводится армией для внутреннего пользования. Через месяц во внутренних войсках МВД появится шесть отрядов специального назначения (3,5 тыс. "штыков"). К 2004 году российские силовые структуры должны пополниться десятитысячным отрядом "краповых беретов". Основная задача нового образования - борьба с терроризмом. Однако от полицейских функций эта дивизия спецназна не освобождается. Ей найдется работа и за пределами Чечни.