Виновные в гибели рядового Синконена приговорены к 11 и 14 годам
Оглашен приговор по делу об убийстве рядового Сергея Синконена на космодроме Плесецк. Капитан Виктор Баль и прапорщик Вадим Калинин признаны виновными и приговорены к 11 и 14 годам соответственно исправительной колонии строгого режима. Как передает РИА "Новости", об этом сообщила военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения.
"Помимо этого осужденные лишены воинских званий и права занимать командные должности сроком соответственно на 2 и 3 года", - говорится в сообщении прокуратуры.
Обвинение просило для подсудимых 12 и 14 лет лишения свободы.
Ранее следствие установило, что в ночь на 15 августа 2007 года командир роты охраны капитан Баль и командир взвода прапорщик Калинин избили подчиненных им солдат-срочников. Один из них - рядовой Синконен - впоследствии скончался от полученных телесных повреждений .
В конце августа трагедия в Плесецке получила огласку. Она привлекла внимание министра обороны Анатолия Сердюкова, который пообещал тщательно разобраться с дедовщиной в воинских частях космодрома и ее причинах. Через некоторое время Сердюков отстранил от должности и.о. начальника космодрома генерал-майора Константина Чмарова.
Комментарий
Сегодня в новостях по НТВ корреспондент назвал дело об убийстве рядового Синконена "одним из самых громких" для Вооруженных сил. Впечатлило корреспондента, как можно понять, то, что в убийстве замешан офицер, да еще из элитной части. Но, во-первых, в среднем за год на скамью подсудимых садится около тысячи обладателей офицерских погон. Среди них есть и убийцы своих подчиненных. Во-вторых, нет сегодня в армии и на флоте элитных частей - убивают, увечат своих же сослуживцев и воздушные десантники, и морпехи, и гренадеры кремлевского полка, и спецназ. И ничуть не меньше, чем мотострелки какой-нибудь забытой богом дивизии в Сибири. И в коридорах Генштаба бьют нижних чинов по мордам с не меньшим усердием, чем в провинциальных гарнизонах Надо бы на какое-то время наложить мораторий на использование выражения "элитная часть" по отношению к современным Вооруженным силам. А то как "элита", так сразу для нее отыскивается соответствующая статья УК РФ.
Приговор, вынесенный капитану Балю и прапорщику Калинину, укладывается в судебную практику по такого рода уголовным делам. Редко кто получает за убийство солдата больше 10-12 лет. Как правило, срабатывает смягчающее обстоятельство - не было предварительного умысла. Напился, взялся поучить - ну и перестарался. В прошлом году капитану Исаеву вообще дали по-минимуму - шесть лет. Виноватым чуть ли не объявили самого покойного, чье здоровье оказалось настолько хлипким, что не вынесло обыкновенного удара кулаком в грудь.
Не последнюю роль играет статус преступника: полковник ФСБ Столба, застрелив по пьяному делу рядового срочной службы, отделался шестью годами колонии-поселения. И то пресса подгадила - слишком много внимания уделила этой истории. А то уже было оформляли чекиста на лечение с последующим выходом на тихую пенсию.
14 лет строго режима - тоже суровое наказание. Только профилактическое значение такого приговора, судя по всему, близко к нулю. Офицерская преступность растет год от года. Председатель Московского окружного военного суда генерал-лейтенант юстиции Близнюк назвал этот рост "катастрофическим". Остальные чины, уполномоченные заявлять, давно уже молчат. На оптимистические заявления на фоне реалий надо еще отважиться. А пессимизм нынче запрещен циркуляром.
Сегодня поставщиками армейского криминала вместе с офицерами становятся и контрактники (тандем Балюк-Калинин в каком-то смысле символичен). Профессиональной армии еще нет, а профессиональная преступность уже тут как тут.
Владимир Темный