В Грозном прошел митинг протеста
В Грозном в понедельник проходит митинг протеста против обстрелов населенных пунктов. Как передает "Эхо Москвы", в акции принимают участие представители двух десятков правозащитных организаций, студенты грозненских вузов и члены молодежных организаций.
Акция протеста связана с событиями в селе Старая Сунжа на окраине Грозного, где в минувшую среду военные расстреляли трех мирных жителей.
Митинг поддержало управление президента Чечни по обеспечению конституционных прав граждан России, проживающих в республике. Как сообщил Интерфаксу глава Управления Нурди Нухажиев, участники митинга требуют прекратить передвижение по центру Грозного бронетехники, демонтировать блокпосты и рассматривать уголовные дела против военных там, где были совершены преступления.
Командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал Евгений Лазебин назвал убийство 3 мирных граждан в селе Старая Сунжа пьяными российскими солдатами "вакханалией" военных. "Это вакханалия, ничем не оправданные и ничем не мотивированные действия", - сказал он, выступая на совещании в Доме правительства Чечни.
Лазебин сообщил, что военнослужащий, стрелявший в мирных граждан, "был дважды судим до призыва в армию". Согласно поправкам, внесенных Госдумой в Закон о воинской службе, граждане России могут служить в армии, если с них снята судимость. Все трое военнослужащих, причастных к убийству мирных граждан в селе Старая Сунжа задержаны и уже дают признательные показания.
16 ноября на окраине Грозного было совершено тройное убийство - убиты два жителя Курчалоевского района и один житель села Старая Сунжа Грозненского района. "Поздно вечером на окраине Старой Сунжи на улице Саида Бадуева неизвестные лица в камуфлированной форме, масках, представившись сотрудниками правоохранительных органов, задержали Юсупа Усманова, Хусайна Ахмадова и Джамбулата Душаева и без объяснения причин, уложив их на землю, расстреляли, произведя выстрелы в затылок каждому", - сообщили в Грозненском РОВД.
Минобороны признало причастность военнослужащих к этому происшествию. Военный прокурор Объединенной группировки войск на Северном Кавказе Максим Топориков подтвердил журналистам, что группа военнослужащих министерства обороны задержана и призналась в совершении убийства троих мирных жителей Чеченской республики. Как пишет "Газета", 16 ноября на блокпосту #32, рядом с которым произошло убийство, дежурили бойцы из в/ч 2777.
Солдаты сознались, что устраивали "отходную" перед сменой с блокпоста. После того, как спиртное было выпито, они стали останавливать проезжающие автомобили и вымогать у водителей деньги под угрозой расправы.
Вечером, когда военнослужащие на грузовиках и бронетехнике отправились в свою часть, по дороге им встретились "Газель" и ГАЗ-53. После того, как люди, находившиеся в этих машинах, платить отказались, солдаты открыли огонь. Джамбулат Душаев, Юсуп Усманов и Хусайн Ахмадов погибли на месте.
Как заявил представитель военной прокуратуры Максим Топориков, из показаний задержанных следует, что преступление совершено "из корыстных и хулиганских мотивов".
В нескольких населенных пунктах Чечни в воскресенье прошли собрания с требованием найти и наказать всех виновных в расстреле трех жителей селения Старая Сунжа. Как передает "Эхо Москвы", собрания провели жители Старой Сунжи и двух селений Курчалоевского района.
Очевидцы говорят, что в убийстве трех человек на окраине Старой Сунжи участвовали десять военнослужащих, но арестованы только трое. Участники народных сходов заявили, что объявят голодовку, если не будут наказаны все виновные. Они также намерены призвать всех жителей Чечни выйти на митинги протеста.
Комментарий
Последний раз в Грозном митинговали в конце мая этого года - около двухсот человек требовали прекратить несанкционированные аресты. Сегодня акция и помасштабнее, и поприцельнее. А главное - в числе митингующих представители администрации президента Чечни.
Выходка пьяной солдатни очевидно пришлась ко времени – Рамзан Кадыров, заменивший покалеченного в ДТП премьера Абрамова, вновь ставит перед Москвой вопрос о сокращении присутствия федеральных сил в республике и соответственном перемещении власти из рук московских кураторов в руки самих чеченцев.
Примечательно, что президент Чечни Алу Алханов, никогда особо не торопивший федералов на выход, сегодня полностью солидарен с Кадыровым. Необходимость в посредниках при межклановых разборках в республике, похоже, отпадает – в Грозном учатся решать свои проблемы без Москвы. И то сказать: в Чечне и без русских обирал с автоматами хватает желающих контролировать дороги.
А есть еще и простые граждане, у которых своя "корысть" - сохранить жизнь, здоровье, имущество. Может, боевики и заглядывают к ним в села, но вот о митингах с требованием разобраться с моджахедами что-то ничего не слышно. Как не слышно и о том, что боевики-минометчики разнесли в щепу дом мирных селян или всмятку раздавили "жигуль" с семьей.
Кадыров давно уже понял, что такие "союзники" для него не менее опасны, чем боевики в горах.
Дословно
Нурди Нухажиев
Эти действия правозащитных организаций поддержаны управлением, которое я возглавляю. Участники акции потребуют резкого сокращения количества блокпостов путем демонтажа тех, надобность в которых давно отпала и на которых периодически совершаются противоправные действия в отношении мирных граждан. Мы считаем, что на тех блокпостах, которые останутся, нужно нести службу совместным нарядам из числа сотрудников МВД Чеченской республики и омоновцев, прибывающих из регионов России.
Участники акции требуют прекратить систематические выезды на улицы городов и населенных пунктов бронетехники без сопровождения машин военной автоинспекции. В Чечне почти ежедневно регистрируются дорожно-транспортные происшествия с участием бронетехники, в результате которых гибнут мирные граждане, и мы считаем, что в этом вопросе нужно навести порядок и военные способны его навести.
[Участники акции требуют] прекратить практику рассмотрения уголовных дел военнослужащих, совершивших преступления в Чечне, в других регионах России. Уже никто не сомневается в том, что в Ростове и других городах справедливые приговоры не будут вынесены, и поэтому мы требуем, чтобы уголовные дела рассматривались там, где совершены преступления, независимо от того, военнослужащий это или участник незаконных вооруженных формирований.
Поводом для массовых акций послужило и то, что ранее оставлены без наказания военнослужащие различных структур, дела которых рассматривались в Ростовском военном суде.
РИА "Новости", 21.11.2005