Правозащитники призывают к мирным переговорам в Чечне
15 сентября участники инициативной группы "Общее действие", представители правозащитных и неправительственных организаций, а также ряд писателей и ученых выступили с обращением к российской и международной общественности с призывом к немедленному началу мирных переговоров с умеренным крылом чеченских сепаратистов и к созданию коалиции общественных сил, выступающих за мирное урегулирование в Чечне и восстановление демократии в России.
Среди подписавших документ - Елена Боннэр, Лев Пономарев, Юрий Самодуров, Глеб Якунин, Евгений Ихлов, Юлий Рыбаков, Николай Храмов.
Справка
О необходимости скорейшего прекращения войны в Чечне. Обращение к российской и международной общественности
Ужасающая трагедия Беслана затмила недавние трагедии, уже обрушившиеся на нашу страну.
Мы выражаем свое соболезнование родным и близким тех, кто погиб в Беслане 3 сентября, в Москве – 31 августа, кто летел 24 августа в самолетах... Этот скорбный список становится все длинней. Сегодня для российского общества очень важны стойкость и солидарность. Оно не должно ни забыть Беслан, как оказался полузабыт "Норд-Ост", как была полузабыта вся война в Чечне. Но не менее важна и честность. Поэтому мы чувствуем моральную необходимость высказать свою позицию, какое раздражение она бы не вызвала, какую пропагандистскую атаку со стороны официоза и воинствующих националистов она бы не спровоцировала.
Мы решительно осуждаем терроризм, поскольку убеждены, что никакая политическая цель, никакие самые возвышенные идеи не оправдывают и никогда не смогут оправдать расправ над безоружными, превращения людей в заложников.
Но неужели нужны были горы детских трупов на улицах осетинского города, чтобы власти вспомнили то, что в нашей стране идет война?!
Вторая чеченская война идет уже пять лет. А всего конфликт в Чечне продолжается уже больше десяти лет. В результате чеченской войны уже погибло свыше 100 тысяч человек, – в основном мирные люди различных национальностей, многие из которых - дети.
На войну уходят огромные средства, которые набираются за счет ограничения самых насущных социальных вопросов, за счет пенсионеров и инвалидов, за счет нищей медицины, за счет школьников и студентов.
Не надо обманываться – Россия ведет войну не с международным терроризмом, но с вооруженными формированиями чеченского сепаратистского движения. Разумеется, глобальные террористические сети охотно используют конфликт в Чечне для своих зловещих целей. Но ведь и многие политические и военные круги в России также усиленно эксплуатируют вооруженные конфликты на Кавказе в своих корыстных пропагандистских, политических и финансовых интересах.
Многолетняя война в Чечне, которая уже фактически приняла формы геноцида, безнаказанность преступлений военных, чудовищные злодеяния различных фактически частных спецслужб, массовые похищения, убийства, пытки и расправы – все это естественно привело к появлению среди боевиков быстрорастущего ультрадикального течения. Попустительство западных демократий и консервативных мусульманских режимов карательной политике России в Чечне обрекло сепаратистов на контакты с самыми одиозными силами исламского радикализма.
Власть может еще раз попытаться сделать то, что ей так хорошо удалось в 1999-2000 годах – мобилизовать общественное мнение в поддержку воинствующей и параноидальной политики, еще больше ужесточить цензуру и выхолостить общественную жизнь, создать уже совершенно откровенный полицейский режим. Но это только еще больше загонит чеченский кризис в кровавый тупик. Мировой опыт показывает, что война, подобная идущей в Чечне, может длиться еще долгие годы, и конфликт станет "вечным" для целых поколений. Постоянные частичные успехи армии, все новые попытки создать имитацию нормальной жизни, в том числе выборы и референдумы под автоматными дулами, парадно отремонтированные школы – среди дымящихся руин. И все новые, все более страшные теракты, ответные безудержные в своей жестокости карательные рейды – так до бесконечности… Кровь, отчаяние, месть…
Мы убеждены, что такой путь разрешения чеченского кризиса тупиковый и порочный.
Мы предлагаем альтернативный курс - немедленно начать процесс реального политического урегулирования, путь мирных переговоров с вменяемыми силами среди чеченских формирований.
Это не капитуляция перед террором. Это признание реалий. Капитуляция – это итоговое поражение политики. Отказ от безнадежно тупиковой политики, перевод ее в новое пространство маневра – это всегда выигрыш.
Мирные переговоры, ведущие к объективному расколу сепаратистов, к возможности для умеренных, вменяемых боевиков отмежеваться от экстремистского крыла, к постепенному созданию общечеченской коалиции умеренных общественных сил, возможность обрести новых союзников в борьбе с терроризмом – это безусловный политический выигрыш в долговременной перспективе.
Поэтому мы призываем немедленно начать прямые политические контакты с представителями Аслана Масхадова.
Мы призываем Аслана Масхадова четко и недвусмысленно официально подтвердить свои предыдущие заявления о готовности к мирным переговорам без предварительных условий.
Выборы в условиях войны – это всегда злая пародия на демократию. Выборы в органы власти Чечни должны быть результатом длительного и сложного процесса мирного урегулирования, а не его топорной имитацией.
Мы призываем отказаться от нелепой затеи с проведение во время войны выборов "парламента Чеченской республики", признать предыдущие "президентские выборы" и "конституционный референдум" недействительными, как проведенные в условиях военных действий.
Для введения ситуации в Чечне в правовое русло необходимо ввести на ее территории чрезвычайное положение. Эта мера давно предлагалась, как важное условие реального процесса политического урегулирования, но Кремль отказывался от нее, предпочитая имитацию "восстановления мирной жизни".
Необходимо прекратить лгать обществу. В отставку должны быть отправлены руководители, ответственные за внутреннюю безопасность и нынешнюю политику в Чечне, и в первую очередь, Николай Патрушев.
Необходимо неукоснительно расследовать все факты военных преступлениях против мирного населения Чечни, начиная с 1994 года, и последовательно привлекать к ответственности виновных в них, невзирая на их должностное положения.
Мы полагаем очень важным подключение международных посредников к мирному процессу, создания широкого международного проекта восстановления Чечни.
Очень важно привлечение ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других международных институтов к мирному процессу, в том числе используя как основу "План Ахмадова", который предусматривает систему международных гарантий урегулирования конфликта в Чечне.
Мы понимает всю важность консолидации гражданского общества для противодействия терроризму. Поэтому мы призываем к созданию общественной коалиции всех сил, которые выступают за мирные переговоры в Чечне и восстановление демократии в России.
Члены Инициативной группы "Общее действие":
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Валерий Борщев, член МХГ;
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"
Лев Левинсон, Институт прав человека;
Виктория Маликова, член МХГ;
Лев Пономарев, ООД "За права человека";
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова;
Сергей Сорокин, Движение против насилия;
Александр Ткаченко, писатель;
Эрнст Черный, Коалиция "Экология и права человека";
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России;
Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести.
Обращение поддержали:
Вадим Белоцерковский, писатель;
Дмитрий Бродский, группа "Обратная связь";
Александр Ваксберг, писатель;
Сергей Вальков, депутат Законодательного собрания Ивановской области;
Лев Гудков, д.ф.н., социолог;
Евгений Ихлов, политолог;
Татьяна Котляр, Обнинская региональная правозащитная группа;
Дмитрий Краюхин, Вероника Каткова, Институт общественных проблем "Единая Европа" (г. Орел)
Марк Куперман, Сахалинский правозащитный центр;
Любовь Мосеева-Элье, ВООСМ "Воротынск-переселенец";
Всеволод Луховицкий, "Молодежный центр прав человека";
Юлий Рыбаков, Санкт-Петербургское отделение Движения "За права человека";
Елена Санникова, правозащитник;
Вадим Постников, Тюменский правозащитный центр;
Александр Скобов, Общественная инициатива "За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение" (СПб)
Эмма Раутбарт, "Клуб учителей" (Москва);
Николай Храмов, Секретарь движения "Российские Радикалы";
Владимир Шаклеин, Уральский правозащитный центр
Игорь Яковенко, д.ф.н., историк.