Нет человека - есть проблема
В воскресенье вечером арабский телеканал "Аль-Арабийя" сообщил о гибели известного чеченского командира Абу Аль-Валида. Об этом каналу сообщил брат сепаратиста Абдулла Ас-Сайед, живущий в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.
Российские власти эту информацию пока не подтверждают, однако при этом отмечают, что Валид мог быть уничтожен в результате бомбардировок чеченских гор. По словам представителя федеральной группировки на Северном Кавказе полковника Шабалкина, в последние несколько дней ракетно-бомбовые удары наносились по южным и юго-восточным районам республики.
Как сообщает чеченский сайт "Кавказ-центр", имеющий прямую связь как с Валидом, так и его ближайшим окружением, арабский "воин-интернационалист" погиб в минувшую пятницу во время молитвы на одной из баз боевиков. По информации издания, рядом с ним разорвалась бомба и "чеченский командир получил осколочные ранения в спину, которые оказались смертельными".
Смерть Абу-Валида наглядно демонстрирует, что бомбардировки юга Чечни не являются такими уж бессмысленными. Нет никаких сомнений, что после такого успеха российские ВВС усилят свое присутствие в чеченском небе. Бомбить будут еще больше, надеясь, что когда-нибудь таким образом достанут и других лидеров сопротивления.
Абу-Валид прибыл в Чечню из Саудовской Аравии в 1995 году. В 1996 году, после заключения мира с Россией, он вместе с другими чеченскими арабами (Хаттабом, Джафаром и др.) создал военный лагерь под селом Сержень-Юрт. Там они обучили военно-диверсионному делу не одну тысячу человек из различных мусульманских регионов России. В лагере работа шла по нескольким направлениям. Валид, бывший спецназовец в армии саудитов, обучал "курсантов" применению тяжелого вооружения в условиях партизанской войны. Его подопечные должны были уметь стрелять из минометов, запускать ракеты с помощью самодельных пусковых установок, а также водить бронетехнику.
После смерти Хаттаба в марте 2002 года Абу-Валид занял его место, став со временем чуть ли не основным распорядителем поступающей к боевикам финансовой помощи. На его полном обеспечении находились все джамааты (радикальные исламские группы), в том числе и действующие за пределами Чечни. Финансовую поддержку от него получали и такие командиры, как Руслан Гелаев и Доку Умаров. Весь так называемый Восточный фронт боевиков был под его военным контролем. В последнее время он активно участвовал в принятии важнейших военных и политических решений руководством Ичкерии, вместе с Шамилем Басаевым готовил отряды для диверсионно-террористической деятельности в центре России.
Однако, несмотря на всю значимость фигуры Абу-Валида, его смерть вряд ли облегчит жизнь федералам. Дело в том, что Абу-Валид лишь распределял деньги, но не занимался их сбором на Ближнем Востоке. Этими вопросами в Чечне ведает его родственник, сотрудник саудовского благотворительного фонда "Аль-Харамейн" шейх Абу Умар Мохамед аль-Сайед. В отличие от Валида, Абу Умар не принимает участие в боевых действиях. Он курирует работу шариатского суда, следит, чтобы война соответствовала принципам джихада (религиозной войны), связывается с международными исламскими фондами с просьбой о поддержке. Деньги от арабов в Чечню идут прежде всего под его имя.
Уже давно существует замена Абу-Валиду и как лидеру боевиков-иностранцев. На эту роль может претендовать другой его соотечественник, норсящий в Чечне имя в Чечне Сейф Ислам. В отличие от Хаттаба и Валида, он занимался исключительно войной и уважительно относился к обычаям чеченцев, в частности, никогда не требовал, чтобы их жены носили паранджу. Тем самым Сейф Ислам снискал уважение традиционно ориентированных чеченских командиров (таких, например, как Иса Мунаев).
Таким образом, смерть Абу-Валида может быть поводом для награждения орденами очередной группы российских военных, но на военно-политический расклад ни в руководстве Ичкерии особо не не повлияет.
Справка
Абу аль-Валид
Абу Валид аль-Хамди, или, как его называют подчиненные, Абул-Валид аль-Ансари, родился в Саудовской Аравии, — по неподтвержденным данным, осенью 1967 года в городе Наджран, расположенном на юге страны, неподалеку от границы с Йеменом. Армейскую службу молодой Абу Валид проходил в рядах элитной Национальной гвардии. Окончив курсы минеров, он был направлен на защиту интересов королевства на юг. Тогда там находились опорные базы Армии освобождения Йемена — исламской оппозиции просоветскому режиму НДРЙ.
Оттуда с помощью Национальной гвардии и Службы общей разведки Эр-Рияда проводились диверсионные акции против Адена, перебрасывалось оружие и религиозная литература. Сначала Абу Валид лишь готовил боевиков, однако чуть позже, в 1989 году, несколько раз принимал личное участие в операциях на территории противника.
В этот период Абу Валид приобрел не только богатый опыт диверсионно-подрывной деятельности, но и ценные связи в исламистких кругах, а также спецслужбах собственной страны, США и Великобритании. В дальнейшем многие подопечные Абу Валида станут героями афганской войны, а уже в 90-х годах некоторые из них объявятся на Кавказе.
Отличившись во время службы на йеменской границе, он поступил в Академию Национальной гвардии. По ее окончании Валид какое-то время провел в Восточной провинции и затем, по заданию Службы общей разведки, отбыл в свою первую зарубежную командировку в Анголу. Далее его следы теряются до тех пор, пока Абу Валид неожиданно не появляется в Чечне в конце 1995 года.
В 2002 году лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов произвел перестановки в руководстве вооруженными формированиями. Своим заместителем Масхадов назначил аль-Валида, отвечавшего ранее за финансирование диверсионно-террористической деятельности боевиков в Чечне.
Российские власти подозревают аль-Валида в причастности к организации взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, а также в организации теракта в московском метро.
''Версия'', Грани.Ру
Дословно
Илья Шабалкин
Вознаграждение в размере $100 тысяч или 3 миллиона рублей получат лица, которые окажут содействие в нейтрализации боевика Абу аль-Валида либо предоставят информацию о месте его нахождения.
РИА "Новости", 14.11.2003
Статьи по теме
Нет человека - есть проблема
Сообщения о гибели Аль-Валида подаются осторожно - слишком уж часто СМИ хоронили этого чеченского араба. Но, похоже, нынче новость о его смерти не слишком преувеличена. Насколько существенно изменится ситуация внутри самого чеченского сопротивления после ухода столь влиятельной фигуры? Обозреватель Граней.Ру Иван Свенцицкий считает, что больших перемен ждать не приходится. Уже сегодня называется имя нового "смотрящего" от исламских радикалов, которому перейдут все полномочия покойного.