Коронация на свою голову
Последний акт кремлевской постановки под названием "президентские выборы в Чечне" не принес никаких неожиданностей. Его результатом стало избавление Ахмада Кадырова от приставки "и. о." и обретение Кремлем новой головной боли в лице сделанного им "народным" артиста.
В ряду российских избирательных технологий появилась еще одна - недешевая, зато простая и эффективная. Рецепт ее прост: если назначенный местоблюститель, даже взяв в свои руки всю возможную полноту власти, не лидирует в рейтингах популярности, снимайте последовательно с выборов всех сильных кандидатов, пока ваш не останется лидирующим. После этого останется лишь одна проблема - впрочем, как показал опыт Петербурга, немаловажная. А именно: обеспечить, чтобы выборы не сорвались из-за низкой явки или, не дай бог, голосования против всех.
Секрет такого рода модели управляемой демократии незамысловат: у избирателя просто не должно быть выбора – ни позитивного (голосовать за более популярного кандидата), как в Петербурге, ни негативного (не голосовать или голосовать против), как в Чечне. Если получится поставить избирателя перед выбором: голосование или жизнь, превратить выборы в референдум о сохранении какого-никакого мира - успех обеспечен. Как это, собственно, и получилось в Чечне, где по предварительным данным явка составила 81,3%, из которых 82,5% поддержали действующего и. о. президента.
Кремль принял принципиальное решение о поддержке Кадырова, по-видимому, в самом начале года, когда бывшему муфтию было позволено взять под свой контроль и финансовые потоки в республике, и систему МВД. По-видимому, Кремль укрепился в своем решении после проведенного Кадыровым мартовского референдума по конституции Чечни. На последнем же этапе выбора у Кремля и вовсе не оставалось (собственно, почти как и у чеченского избирателя вчера). Поэтому главе Чечни не просто сошло с рук удаление всех мало-мальски сильных кандидатов из числа "московских чеченцев" - Хусейна Джабраилова, Асланбека Аслаханова и Малика Сайдуллаева. Москва ассистировала Кадырову в этом – то сулила пост за снятие кандидатуры, а то и давление оказывала.
Такие выборы Кремлю невыгодны со всех точек зрения. Мировое сообщество, видя превращение выборов в "коронацию", не захотело даже направить в Чечню своих наблюдателей. А сам Кадыров действует как полный и единоличный хозяин в республике. Впрочем, точку невозврата Кремль в отношении своего ставленника прошел довольно давно. Позитивный для Москвы результат заключается лишь в том, что выборы не были сорваны и двусторонний договор с Чечней не был подписан до их проведения, как того первоначально хотел Кадыров.
Как будет разворачиваться главная интрига, связанная с действиями Кадырова и федералов в период от чеченских до российских президентских выборов, сказать пока довольно трудно. Кремлю нужна хотя бы видимость стабилизации в Чечне, а Кадырову нужна вся полнота власти в республике. И теперь, после своего триумфального избрания, он будет вести себя еще более жестко и вызывающе.
Дословно
Андре Глюксман
Бывают смерти, вес которых не больше перышка. Есть целые народы, которые ничего не стоят. У них имеется всего одно право - право исчезнуть с лица земли. Они не занимают наших мыслей, и их не показывают на наших телеэкранах даже перед тем, как танки, бомбы, рейды и инженерные мины покончат с ними навсегда. Чеченцы живут в абсолютном одиночестве, отданные на милость российской армии, которая их убивает с особой жестокостью. И никто - ни Организация Объединенных Наций (ООН), ни мировая общественность и даже никакая из демократий, которые так гордятся своими принципами, - не кричит о том, что совершается хладнокровное убийство нации!
...Чеченская нация насчитывает едва миллион человек, из них от 100000 до 200000 погибли от рук российской армии, которая впервые вторглась на территорию Чеченской республики в 1994 году, чтобы несколькими годами позже с позором уйти оттуда. В 2000 году российский президент Владимир Путин снова направил туда войска и сравнял с землей чеченскую столицу Грозный, превратив родную землю чеченцев в кромешный ад. Те немногие путешественники, которые рискуют навлечь на себя гнев властей (а я был в их числе), являются свидетелями того, что год 2003-й стал худшим из худших.
В воскресенье на этой разоренной территории пройдут срежиссированные Москвой президентские выборы. Никто, даже Кремль, не считает их легитимными. Кремлевский кандидат Ахмад Кадыров, нынешний глава пророссийской администрации Чечни, не пользуется популярностью (его поддерживают 13% опрошенных). Все реальные конкуренты г-на Кадырова сняли свои кандидатуры как результат подкупа или угрозы смертью или же были отстранены от участия в выборах. Что касается простых людей, которых толкают к избирательным урнам дулами автоматов Калашникова, они знают, что значение имеют не избирательные бюллетени, а скорее те вооруженные люди, которые изобрели эти выборы (в списках избирателей числятся 200 000 чеченских "мертвых душ") и которые будут осуществлять подсчет голосов. Подобный фарс никого не обманет - ни чеченцев, ни русских, ни европейцев.
Wall Street Journal // ИноСМИ.Ру, 02.10.2003
Аслан Масхадов
Я никогда не соглашусь с тем, что чеченцы — это ущербный народ. Более того, я горжусь моим народом. Изменилось ли мировоззрение чеченцев за шесть лет моего президентства? Конечно нет, не изменилось. Я думаю, такое невозможно. Предыдущие два века в этом плане ничего не дали ни русским царям, ни большевикам во главе со Сталиным, ни Ельцину. Стремление к свободе у чеченцев, как и у других народов, — от Всевышнего, и подавить его у путиных не получится.
...Самый оптимальный путь урегулирования — это немедленно сесть за стол переговоров и найти взаимоприемлемый вариант взаимоотношений. Другой путь, наиболее вероятный путь при нынешних российских властях, — это дождаться катастрофы в России, что окончательно развалит это государство, а независимость Чечни будет восприниматься как само собой разумеющаяся. Конечно, главное условие в любых вариантах урегулирования — это непреклонная воля чеченского народа отстоять свою свободу, свое право на жизнь.
...Вооруженное сопротивление в Чечне прекратится, когда ее территорию покинут каратели.
"Новая газета", 03.10.2003
Владимир Зорин
(Об избрании Ахмада Кадырова президентом Чечни)
У каждой чеченской войны должен быть свой Шамиль. Чеченский народ назвал его - это Ахмад Кадыров. Таким образом, перевернута еще одна важная страница в постсоветской истории Чечни. В отличие от предыдущих президентских выборов - 1997 года, нынешние выборы прошли в полном соответствии с российской Конституцией. Таким образом, Чечня полностью вернулась в правовое пространство Российской Федерации.
Интерфакс, 6.10.2003
Сергей Миронов
(О выборах в Чечне)
Народ Чечни четко выразил свою волю, что выразилось и в явке и в проценте голосов за А.Кадырова. Эту волю необходимо уважать прежде всего тем, кто считал и считает возможным нести смерть на территорию Чечни, пытаться силовыми методами превратить этот регион России в очаг нестабильности.
РБК, 06.10.2003
Виктор Казанцев
(О выборах в Чечне)
Деятельность нового президента Чечни по-настоящему станет успешной только в том случае, если он будет работать в интересах всех жителей республики независимо от их этнической принадлежности.
РИА"Новости", 06.10.2003
Статьи по теме
Коронация на свою голову
Секрет этой модели управляемой демократии незамысловат: у избирателя просто не должно быть выбора – ни позитивного (голосовать за более популярного кандидата), как в Петербурге, ни негативного (не голосовать или голосовать против), как в Чечне.
Другие, смотришь, перебиты...
Ахмад Кадыров приближается к победе на выборах президента ЧР оригинальным способом: его рейтинг по-прежнему не очень высок, однако его более популярные соперники один за другим выбывают из предвыборной гонки. Сегодня о снятии своей кандидатуры объявил депутат Госдумы Асламбек Аслаханов. Шаг этот отчасти вынужденный: по словам самого кандидата, все было готово к отмене его регистрации по решению суда. Теперь г-н Аслаханов надеется, что сможет влиять на чеченские дела на посту помощника президента РФ.