Демократическое совещание: После референдума в Чечне будет еще хуже
В понедельник в Москве прошло Демократическое совещание, в котором приняли участие представители 19 демократических организаций России, в том числе "Союза правых сил", "Яблока", "Либеральной России", "Мемориала", "Демократического союза". На совещании было принято заявление по поводу предстоящего референдума по конституции Чечни. В документе, в частности, говорится, что референдум не улучшит, а ухудшит ситуацию и что необходимы мирные переговоры между конфликтующими сторонами.
Лидер "Демократического союза" Валерия Новодворская в интервью агентсву ПРИМА положительно оценила тот факт, что даже партии, несогласные с документом, не стали голосовать против, а просто покинули совещание. (Речь идет о Республиканской партии, возглавляемой Владимиром Лысенко, и о социал-демократах, возглавляемых Михаилом Горбачевым.)
Лидер "Яблока" Григорий Явлинский при голосовании воздержался, поскольку остальные делегаты не согласились с его мнением о том, что на мирной конференции по Чечне должен председательствовать Владимир Путин. "Демократический союз" выразил свое особое мнение: конечным этапом процесса должно быть признание независимости Чечни и ввод в республику войск НАТО.
Справка
Заявление Демократического совещания об отношении к проведению в Чечне конституционного референдума
Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания, констатируем, что стратегия разрешения кризиса в Чечне, основанная на применении военной силы, завела ситуацию в тупик.
Урегулирование ситуации в Чечне возможно только через широкий политический процесс с участием всех заинтересованных сторон.
Мы считаем, что проведение референдума в Чечне без всесторонней предварительной подготовки - политическая ошибка. Разумеется, рано или поздно референдум по конституции необходим, но в условиях продолжающейся войны подобное мероприятие не сможет гарантировать разрешение чеченского кризиса, а скорее напротив - узаконит беззаконие и может поставить процесс политического урегулирования уже с первых шагов под угрозу срыва.
Проведение любых референдумов в тех условиях, которые сегодня фактически существуют в Чечне - "зачистки", блокирование войсками дорог и населенных пунктов, фактически действующий комендантский час - категорически и вполне обоснованно запрещено и международными нормами, и действующим российским законодательством.
Особенно опасны долгосрочные последствия несвоевременного и неподготовленного референдума и решений, принятых вслед за ним, которые могут обострить противостояние внутри чеченского общества и оказаться на руку силам, заинтересованным в гражданской войне.
В такой ситуации будет практически невозможно поднять экономику Чечни. Возникает замкнутый круг проблем: до тех пор, пока в Республике не прекратится террор, невозможно привлечение специалистов и восстановление промышленных объектов, финансовых и социальных учреждений. Отсутствие рабочих мест, социальных гарантий, образования в свою очередь порождает преступность, создает питательную среду для терроризма.
Также ошибочно исключение из чеченского урегулирования международного участия.
Подготовка к референдуму уже вызвала жесткие меры по возвращению в Чеченскую республику беженцев, находившихся в Ингушетии, а также принуждение к голосованию на многие общественные организации, находящиеся на территории Чечни. Крайне затруднена на территории республики деятельность журналистов, особенно тех, кто хотя бы изредка позволяет себе не соглашаться с официальным мнением силовых ведомств.
Мы считаем, что участвовать в референдуме по принятию Конституции Чеченской Республики должны иметь возможность не только граждане, живущие в Чечне в настоящее время, но и все граждане, вынужденно покинувшие республику после 1991 года, независимо от места их нынешнего проживания и национальности.
Если Конституция Чеченской Республики будет принята на референдуме без обсуждения и не только голосами жителей Чечни всех национальностей, а ещё и не малым количеством голосов военнослужащих федеральной группировки войск, то имитация референдума вряд ли положит конец войне. Принятая таким образом конституция, скорее всего не будет признана значительной частью населения Чечни, мировым сообществом, а значит, будут существовать условия для продолжения военных действия.
Демократическое Совещание обращает внимание на массовый характер исчезновений задержанных федеральными силами гражданских лиц, и в этой связи выражает особую озабоченность задержанием двух известных чеченских правозащитников, Сулумбека Таштамирова и Имрана Эжиева, которые вели агитацию против референдума и местонахождение которых в настоящее время не известно.
По нашему мнению начало мирного процесса в Чечне должно включать следующее:
- Воюющие в Чечне стороны договариваются о прекращении огня и заключении перемирия, которое предполагает как прекращение партизанских действий, так и боевых операций федеральных сил, в т.ч. "зачисток" чеченских населенных пунктов, а также прекращение обеими сторонами пыток, казней, практики исчезновения людей, насилия и разбоя, и начинают переговоры без предварительных условий по определению принципов и этапов осуществления мирного процесса в Чечне.
- Следующим этапом политического урегулирования Чеченского кризиса могла бы стать мирная конференция с участием всех противоборствующих и заинтересованных сторон.
Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания считаем, что такая мирная конференция (круглый стол, совещание) с максимально широкими рамками дискуссии и составом участников станет лучшей формой первого публичного политического мероприятия в процессе мирного урегулирования в Чечне. Только на ней могут быть выработаны правильные подходы к продолжению мирного процесса, в том числе, к организации референдумов и других демократических процедур.
17 марта 2003 г.
Состав участников Всероссийского демократического совещания.
Движение "Вперед, Россия!" (лидер Борис Федоров); Движение "Выбор России" (Павел Медведев); Движение Демократическая Россия (Лев Пономарев); Демократический союз (Валерия Новодворская); Правозащитное объединение "Инициативная группа "Общее действие" (Сергей Ковалев); Конфедерация обществ защиты прав потребителей (Александр Аузан); Координационный совет беженцев и вынужденных переселенцев (Лидия Графова); Крестьянская партия России (Юрий Черниченко); Партия Либеральная Россия (Сергей Юшенков); Правозащитный центр "Мемориал" (Олег Орлов); Партия экономической свободы (Констанин Боровой); Право на жизнь и гражданское достоинство (Виктор Коган-Ясный); Республиканская партия Российской Федерации (Владимир Лысенко); Российская объединенная социал-демократическая партия (Михаил Горбачев); Российский исследовательский центр по правам человека (Валентина Мельникова); Социально-экологический союз (Святослав Забелин); Союз журналистов (Игорь Яковенко); Союз правых сил (Борис Немцов); Фонд защиты гласности (Алексей Симонов); Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский); Индивидуальные участники: Юрий Афанасьев, Леонид Баткин, Юрий Рыжов.
Информационный центр правозащитного движения, 17.03.2003
Дословно
Сергей Ковалев
Сегодня, в первый раз за все время своего существования, Демократическое совещание
коснулось чеченской проблемы. Почему же этого не делалось раньше? На то есть свои высказанные и,
частично, невысказанные причины.
Высказанные причины выражаются в том, что нехорошо было бы на неком принципиальном вопросе так
быстро расколоть Демократическое совещание, так как на это дело существуют полярные точки зрения.
Но сегодня наконец по некторому частному вопросу, относящемуся к Чечне, частному, но очень
важному (я имею в виду референдум), такой компромисс был достигнут. Самое важное из содержания
итогового постановления:
во-первых, этот документ достаточно решительно осуждает предстоящий 23 марта референдум. Это, по-моему, самое важное, и только из-за этого я и согласился с постановлением.
во-вторых, документ
предлагает, и это тоже довольно важно, провести некие переговоры о перемирии. Правда, в нем не
говорится о том, между кем и кем должны пройти переговоры. И тогда, после достижения этого
перемирия, возможно было бы провести широкую конференцию, где представлены были бы все
заинтересованные стороны.
Что касается дальнейшего направления политического процесса, то об этом в документе ничего не говорится, ну а главное я изложил. Кроме того, был серьезный спор по вопросу того, под чьим председательством эта мирная конференция должна проходить - президента России, полномочного представителя президента, двух президентов (Путина и Масхадова), - или же вообще ничего об этом председательстве не писать. За первый вариант было "Яблоко", за второй - СПС. В итоге победило последнее предложение, что, в принципе, я считаю, правильно.
Таким образом был найден компромисс. За него проголосовало большинство, против не голосовал никто, но зато было четверо воздержавшихся. Это представители "Яблока", партии Горбачева, Федорова и, наконец, воздержался Леонид Бабкин. Причины были разные. "Яблоко" полагает, что конференцией должен руководить президент, горбачевская и федоровская партии отмечали конструктивность документа, но вовсе не убеждены, что референдум - это плохо. Что же касается Леонида Бабкина, то он счел документ слишком дипломатичным, мягким, не расставляющим очевидных оценок. Надо сказать, что в его позиции есть большая доля смысла.
Вообще говоря, я на этом совещании рассказал об истинном положении дел в Чечне, а не том, что прочитывается в предложенном проекте документа, и заявил, что документ сам по себе необходим, так как было просто позорно разойтись, не приняв вообще никакого решения. С другой стороны, этот документ представляет собой смесь далеко зашедшего компромисса и лицемерия. Правда, после внесения некоторых поправок доля лицемерия несколько уменьшилась, но не исчезла совсем.
Грани.Ру, 17.03.2003
Статьи по теме
Явка больше чем жизнь
Говорят, назначенную на 23 марта оскаровскую церемонию могут отложить из-за войны в Ираке. Намеченный на тот же день референдум по конституции Чечни состоится при любой погоде, хотя отложить его рекомендуют многие - и Международная Хельсинкская федерация, и партия "Яблоко". Власти агитируют за референдум с помощью хлебной карточки, меж тем как радикалы-сепаратисты грозят "замочить в сортире" всех участников волеизъявления. С одной стороны, "голосуй, или умрешь с голоду", с другой - "не голосуй, а то умрешь от пули".
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.