Московские омоновцы в суде требуют выплаты боевых за Чечню
70 бойцов столичного ОМОНа предъявили МВД и ГУВД Москвы иски общей суммой 2 млн рублей за то, что им не оплатили комнадировки в Чечню. Об этом пишет "Газета". На последнем слушании дела в Замоскворецком межмуниципальном суде представитель МВД предложил омоновам доказать, что они действительно были в Чечне. Ответчики отказываются признавать, что посылали своих сотрудников в Чечню, и утверждают, что если они там и были, то платить им должен Минфин.
Комментарий
Борьба военнослужащих, выбивающих из силовых ведомств деньги за Чечню, приобретает масштаб настоящей финансовой войны. С одной стороны солдаты и офицеры, отвоевавшие свое, с другой - государство, не желающее платить по счетам. По данным замминистра обороны Любови Куделиной, в 2003 году исков от бывших "чеченцев" ожидается на сумму более 30 млрд рублей. С учетом других исков, уже удовлетворенных военными судами, но пока не исполненных финслужбами воинских частей, из казны Минобороны уйдет истцам каждый пятый рубль оборонного бюджета. Что предпринимает правительство?
Эффективный путь решения проблемы указывает в своем письме в Госдуму вице-премьер Валентина Матвиенко (# 223п-4П от 16.01.2003). Объясняя, почему сотрудники МВД Северной Осетии не могут рассчитывать на выплату боевых (во Владикавказе бузят военнослужащие 99-й дивизии внутренних войск), она перечисляет документы, согласно которым эти военнослужащие уже не несут службу в районе конфликта, хотя, как пишет Матвиенко, "по их мнению, продолжают выполнять задачи по нормализации обстановки". Мысль понятна. Ты можешь сколь угодно подвергать свою жизнь смертельной опасности, участвовать в перестрелках, перепрыгивать через растяжки и прочее, но все это, с точки зрения правительства, никакая не война, а так, твои рутинные обязанности. Что и отражено в соответствующих постановлениях, распоряжениях и инструкциях задним числом. Об этих документах даже суды не оповещены. А уж сами военнослужащие и подавно. Видимо, чтобы не подрывать боевой дух людей, идущих в пекло за копейки.
Поведение представителя МВД в Замоскворецком суде говорит о том, что силовые ведомства тоже не дремлют в этой битве против своих подчиненных. Мол, не мы - МВД, МО, ФСБ, ФАПСИ и пр. - посылали истцов на войну в Чечню, и точка. А кто посылал? Минфин. Ответ, конечно, неправильный. Но назвать своим именем главного ответчика за вторую чеченскую кампанию госчиновники позволить себе не могут.
Вся надежда на военных судей. В декабре правительство провело среди них разъяснительную работу. Им втолковали недопустимость столь порочной практики - удовлетворять иски военнослужащих согласно букве закона. Военные судьи - народ подневольный. Возможно, в 2003 году они будут больше руководствоваться не законом, а "интересами государства". А то, что эти интересы и закон в современной России часто не совпадают - так к этому не привыкать.
Дословно
Любовь Куделина
(О разорительных для Минобороны решениях военных судов)
В связи с тем, что средства на погашение задолженности прошлых лет по выплате полевых (суточных) денег в трехкратном размере и окладов денежного содержания в двойном размере федеральным бюджетом на 2002 год не предусмотрены, а также исходя из необходимости исполнения судебных решений, Минобороны РФ вынуждено в условиях жесткого финансирования... изыскивать эти средства в ущерб другим расходам как по расчетам с личным составом, так и за счет сокращения средств на материально-техническое обеспечение Вооруженных сил РФ.
Из письма председателю комитета Госдумы РФ по обороне Андрею Николаеву, 08.10.2002
Статьи по теме
По всем нормам неудовольствия
Минобороны затаскали по судам. Сегодня тысячи военнослужащих через суды выбивают из родного ведомства положенные им "боевые". Замминистра обороны Любовь Куделина предупреждает о возможном параличе армейской финансовой системы. Речь идет о десятках миллиардах рублей. Как Генштаб будет менять свои планы после приказа президента, пока неизвестно, зато очевидно элементарное: сегодня казна не в силах обеспечить военнослужащих по нормам довольствия.