В Москве прошла демонстрация за прекращение войны в Чечне
12 декабря в Москве прошла акция протеста под лозунгом "Демонстрация за мир в Чечне: разорвем порочный круг насилия", организованная Общероссийским комитетом за прекращение войны в Чечне, сообщает Интерфакс. В акции принимали участие движение "За права человека", комитет антивоенных действий, Центр Сахарова, Новая коммунистическая партия, Союз комитета солдатских матерей, а также транснациональная радикальная партия и 10 буддистов. По данным "Эха Москвы", в акции участвовало около 300 человек.
Участники акции собрались на Арбатской площади и по Бульварному кольцу двинулись в сторону Пушкинской площади, держа в руках плакаты "Европа, проснись", "Переговоры немедленно", "Положить конец войны в Чечне", "Спасибо, Дания" а также большие фотографии разрушенного Грозного. Акция закончилась митингом на Пушкинской площади.
"Эту акцию протеста мы проводим от имени всех людей, которые выступают против этой войны. Мы призываем к переговорам с Масхадовым" , - сказал в ходе акции руководитель правозащитного движения "За права человека" Лев Пономарев.
Руководитель российских радикалов Николай Храмов призвал сделать выводы из октябрьской трагедии на Дубровке: "Никто не может чувствовать себя в безопасности, пока продолжается бесконечная партизанская война, в которой не может быть победителей".
Комментарий
Антивоенные митинги в Москве своей малочисленностью всегда обнажали, мягко говоря, прохладное отношение большинства россиян к чеченской трагедии. Обычная картинка: на Пушкинской стоит жидкая цепочка людей с плакатами "Остановить геноцид чеченского народа!", "Долой войну!" и прочими, рядом три-четыре буддиста бьют в бубны, в сторонке милиционер - следит, чтобы протестантов не задирали прохожие, главным образом молодые пьяные люди и воинствующие старушки. Россия притерпелась к войне на своем Северном Кавказе. И никакие потрясения - гибель полков, взрывы жилых домов - не в силах всколыхнуть общество до такой степени, чтобы оно ужаснулось от содеянного в Чечне и хотя бы ощутило благодарность к этой горстке людей, отстаивающих человеческое достоинство, по большому-то счету, не только свое, но и всех граждан этой страны. О том, чтобы граждане вышли на улицу, и мечтать не приходится. Если только под угрозой смерти своих близких - как это было в дни "Норд-Оста". Объявленный митинг - первый такого масштаба после трагедии на Дубровке. Своей численностью, участием в нем СМИ, реакцией официальных властей он сообщит нам о степени готовности общества разрешить чеченскую проблему. Что-то подсказывает: степень эта ненамного будет отличаться от прежней реакции россиян на подобные протесты. Для того чтобы это так и было, много постарался сам президент. Его позиция "железного канцлера", шагающего твердой походкой по трупам врагов, понятнее подавляющему большинству россиян, чем какие-то там заклинания рефлексирующей интеллигенции о правах человека. Тем важнее в эту пору сумеречного сознания большинства выйти на улицу и встать вместе с теми, чье меньшинство сегодня обеспечено гарантом. Гарантом той самой Конституции, годовщину которой и будут отмечать в этот день граждане Российской Федерации.
Дословно
Ахмед Закаев
(О ситуации в Чечне и съезде народов Чечни)
Съезд народов Чечни, прошедший в Гудермесе, не изменит ситуацию в республике. Можно проводить и съезды, и конгрессы, и все что угодно, но до тех пор, пока не будет принято решение о прекращении войны, то есть о начале переговоров, война не закончится. К сожалению, они пошли по тем же методам, которые уже использовались в нашем конфликте. Мы помним 1994 год, первую войну. Были и съезды, и выборы, и Конституция принималась, и подписывались какие-то договоры с Россией, но война закончилась, когда российская сторона приняла правильное политическое решение действительно закончить войну, то есть начался диалог между противоборствующими сторонами.
Cегодня как бы пытаются оформить те заявления Путина о том, что он будет решать политическими методами российско-чеченскую проблему. "Это и есть псевдополитические решения, то есть съезд, в последующем Конституция, референдум, использование таких мето - есть не окончание войны, а ее продолжение.
Для решения чеченского конфликта есть необходимость вмешательства европейского сообщества, и это может быть выражено введением миротворческих сил в Чечню. Я неоднократно заявлял о том, что Чечня, независимо от ее политического статуса, является частью Европы. И Россия уже на протяжении последних двух лет, особенно после трагических событий в США настаивает на том, чтобы ситуацию в Чечне рассматривали в контексте борьбы с международным терроризмом.
Эхо Москвы, 11.12.2002