Попытка поворота денежных рек
На первого заместителя главы администрации Чечни, теневого премьер-министра Усмана Масаева напали неподалеку от его родного дома в воскресенье, 8 декабря. Нападали трое. Стреляли из автоматов и подствольников. Двоих охрана убила, третий скрылся...
Усман Масаев не только первый заместитель главы администрации ЧР - он один из крупных бизнесменов современной Чечни, президент концерна "Диарет" (одна из крупнейших финансово-промышленных групп чеченской диаспоры в Москве), совладелец холдинга "Созидание" (компании "Югхлебпродукт", "Югсахар", "Югвино" и др.), глава Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Чечни и просто очень богатый человек. Это по его инициативе в прошлом году "Диарет" вложил 10 млн долларов в развитие Аргунского сахарного завода и Аргунского комбината хлебопродукции; он же контролирует и проекты восстановления вино-водочного комплекса, а также международные инвестиции, например, участие в чеченской экономике швейцарской фирмы Stena и немецкой Knauf.
В последнее время отношения Масаева с Москвой несколько осложнились. Особенно после публичного заявления о том, что "миллиарды рублей, предназначенных для восстановления Чечни, крутятся в Москве". Собственно, он и раньше не скупился на критику центра, обвиняя столичные конторы в саботировании федеральной программы восстановления чеченской экономики. Возможно, энергичный бизнесмен кому-то стал мешать на плодородном в смысле финансовых "черных дыр" чеченском поле. Во всяком случае, Масаев попал в качестве фигуранта в последний отчет аудиторов Сергея Степашина, хотя, строго говоря, в документе упоминаются проекты, которые курировал первый замглавы кадыровской администрации, но не его имя. Но сам факт внимания Счетной палаты к делам Масаева безусловно свидетельствует о перемене статуса видного промышленника и финансиста - из неприкосновенного в простые смертные.
Кто мог быть заинтересован в устранении Масаева? Когда человек оказывается в центре столь бурных и могучих финансовых потоков, да еще на территории войны, желать его смерти могут многие. Особенно сегодня, после смены главы правительства Чечни, когда Москва начинает показательный поиск виновных в разбазаривании бюджетных средств. Такого рода чистка - хороший повод "построить" всех участников финансового движения в Чечне, избавившись от наиболее строптивых.
Наверное, покушаться на "предателя и прислужника оккупантов" могли и боевики. Но уж больно описанная акция не походит на почерк профессионалов. Прежде всего, зачем надо организовывать покушение в Майртупе, родном селе Масаева, где помимо личной охраны и у него, считай, в охранниках все земляки? Масаев много ездил по республике, и для покушения на него можно было выбрать куда более подходящее место. Потом, зачем надо было открывать автоматный огонь по бронированной машине, да еще сопровождаемой охраной? Не фугас рванули, а именно автоматы в ход пустили (пусть даже и с подствольниками). Хотя, наверное, могли бы дождаться, когда "объект" покинет машину, не говоря уже про минирование маршрута к родному дому Масаева. При таком раскладе удивительно, что кто-то из нападавших ушел.
Не исключено, что покушение - обычная инсценировка, в которых, кстати, постоянно подозревают главу администрации Чечни Ахмада Кадырова. Найти два трупа для такого дела - не проблема. А может, и Москва пыталась посчитаться с упрямым бизнесменом, да, как всегда, недооценила местный ландшафт и прочие "овраги". В силе остается традиционная версия кровной мести. Ну и не стоит сбрасывать со счетов мстителей Масхадова. Хотя в последнем случае придется признать, что свою квалификацию они заметно утратили.
Но есть и еще одна версия, актуальная именно сегодня, когда в Москву прибыл генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Злоумышленники, как сообщает Интерфаксу начальник УВД республики Саид-Селим Пешхоев, были "в куртках натовского образца". Не иначе как чеченский бизнесмен где-то перебежал дорогу Североатлантическому блоку.
Статьи по теме
Попытка поворота денежных рек
В Чечне набирает силу финансовый передел. Под удар попадают не столько политики, сколько бизнесмены. В воскресенье в своем родном селе подвергся нападению первый заместитель главы администрации Чеченской Республики Усман Масаев. Помимо официальной должности есть у него и "теневая" - один из казначеев чеченской диаспоры в Москве. Масаева спас низкий профессиональный уровень киллеров. Ниже был только у террористов, покушавшихся на жизнь туркменского президента.
Система Станислава Ильясова
В Чечне крупные кадровые перемены. Глава республиканской администрации Кадыров отходит на второй план. Премьер Ильясов, ставленник президентского полпреда в ЮФО Казанцева и президентского помощника по Чечне Ястржембского, перешел на пост федерального министра по делам Чечни. Это назначение оформляет более жесткую политику Кремля на Кавказе. Ильясов не только будет координировать связанную с Чечней деятельность столичных ведомств, но и сохранит контроль над правительством республики. Возможно, это новая модель отношений Кремля с проблемными регионами.