статья Оружие переходного периода

Владимир Темный, 04.01.2001

Отставив в сторону дубинку (стратегическое ядерное оружие - СЯО), Россия примеряет кастет (тактическое ядерное оружие - ТЯО). Заинтересованность России в более активном использовании именно этого оружия очевидна. Оно в достаточном количестве запасено в арсеналах страны. Базы хранения, равно как и любые абсолютные (в цифрах) данные по ТЯО не столь прозрачны, как поголовно помеченные договорами "стратеги". Кроме ветхозаветной устной договоренности между Бушем-старшим и Михаилом Горбачевым сокращать ТЯО - никаких обязывающих документов в этой сфере не существует. Даже фланговые квоты, установленные Договором об обычных вооружениях в Европе, не запрещают напрямую "набивать" заряды для авиабомб, дальнобойных гаубиц ядерной начинкой. На пути ТЯО к западным границам может встать лишь договоренности о режиме безъядерной зоны на Балтике. Но и они при желании могут быть обойдены самым изящным образом. Лазейки есть.

Сегодня, когда РВСН признаны дорогим удовольствием (типа того ружья, которому вечно висеть на стенке и, вопреки законам жанра, так никогда и не бабахнуть), а Силы общего назначения еще только начинают создаваться, ТЯО является самым удобным средством, приспособленным запугать любого потенциального недоброжелателя ослабленной России. Это своего рода оружие переходного периода. Впрочем, оно может оставаться любимой "игрушкой" Минобороны не одно десятилетие, даже после того, как все возможные переходы уже окончатся. Этот вид оружия настолько универсален в глазах военных, что именем ТЯО можно заставить дрожать все страны, кому посчастливилось соседствовать с Россией в радиусе действия тактических ракет. Минобороны говорит о развертывании этих сил на центральноазиатском направлении, они легко монтируются и в западные военные группировки (например, в Белоруссии). Наконец, ТЯО - такая штука, что может охлаждать сепаратистские и прочие нехорошие настроения на федеральных территориях. Вариант ТЯО для внутреннего пользования. Зачем отрубать кошке хвост по частям, когда можно отрубить по самые уши и в один момент. Или хотя бы показать "кошке", что такой инструмент есть и он в рабочем состоянии.

Вероятнее всего, сообщение Билла Герца, известного вашингтонского специалиста по разоблачению заговоров против США, несколько опережает события. Сегодня для такого шага - размещение ТЯО на Балтике - у России нет ни военных, ни политических резонов. Это был бы очевидно проигрышный ход. Хотя бы потому, что он развязывал бы руки США, по сей день в одностороннем порядке поддерживающих в Европе безъядерный режим в отношении ТЯО. Учитывая радиус действия тактического снаряда, появление ядерных боеголовок на берегах Балтики очевидно стимулировали бы и оборонительные настроения в странах-соседях. Словом, иначе как самоубийственным такое решение не назовешь. И даже самые отчаянные критики российского военного руководства должны признать, что в Минобороны до такого все-таки еще не додумались.

А почва для подозрений у США безусловно есть. Это активность российских военных, имеющая, прямо скажем, провокационный характер (приштинский бросок, облет американских кораблей, барражирование в виду Аляски). В тугой узел закручиваются отношения между США и Россией вокруг национальной ПРО. Это не крылом помахать над чужой палубой. Тут нужны аргументы покруче. И ТЯО вполне сгодится для асимметричного ответа.

Следует признать, что сегодня, к великому сожалению, мы наблюдаем очевидный откат к временам "партнерства во имя войны". Опыта подобного "партнерства", когда обе стороны прикладывали немало стараний, чтобы разбить как можно больше горшков, ни России, ни США не занимать.

Владимир Темный, 04.01.2001