новость Госдума приняла закон о "нежелательных" организациях

19.05.2015
Госдума. Фото Граней.Ру

Госдума. Фото Граней.Ру

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о "нежелательных" организациях, сообщает ТАСС. Согласно документу к категории "нежелательных" может быть отнесена любая действующая в России иностранная или международная НКО. Соответствующие решения уполномочены выносить генпрокурор и его заместители по согласованию с МИДом. Перечень "нежелательных" НКО будет вести и публиковать Минюст.

Организации, признанные "нежелательными", не смогут переводить в Россию деньги, реализовывать программы, а также открывать тут свои представительства. Также запрещено распространение информационных материалов таких организаций.

За участие в деятельности "нежелательной" НКО предусмотрены штрафы: от 5 тысяч до 15 тысяч рублей для граждан, от 20 тысяч до 50 тысяч - для должностных лиц и от 50 тысяч до 100 тысяч для юридических лиц. Повторное привлечение по этой статье КоАП в течение года чревато уже уголовной ответственностью - для этого в кодекс вводится статья 284.1. За руководство деятельностью "нежелательной" НКО в России сразу предусматривается уголовная, а не административная ответственность.

Статья 284.1 УК предусматривает штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере дохода обвиняемого за срок от двух до трех лет, до 360 обязательных работ, до пяти лет принудительных работ либо от двух до шести лет колонии. Поскольку максимальный срок по этой статье превышает пять лет, она относится к категории тяжких.

Иностранцам, участвующим в деятельности "нежелательной" организации, будет запрещен въезд в Россию.

Документ, подготовленный справоросом Александром Тарнавским и жириновцем Антоном Ищенко, был принят в первом чтении 20 января. К "нежелательным" в тогдашней редакции законопроекта были отнесены любые структуры, "представляющие угрозу обороноспособности или безопасности государства" либо опасность для "общественного порядка и здоровья населения".

Позже, однако, в документ внесли ряд принципиальных поправок. Одной из самых существенных стал вывод из-под действия закона коммерческих предприятий. Уже ко второму чтению закон касался только НКО.

Комментарии автора закона и отклики экспертов - Кирилла Рогова и других.

Из пояснительной записки к законопроекту
Внутриполитические, военные и международные конфликты, в которые в последнее время втягивается все больше государств, создают почву для развития на их территориях деструктивных организаций - носителей террористических, экстремистских и националистических идей. Эти организации, преследуя свои преступные цели, наносят существенный вред мировому сообществу, стимулируя своей деятельностью возникновение новых очагов политической, межнациональной, межрелигиозной напряженности.

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации этих организаций, блокирование попыток их влияния на социальные и политические институты российского общества должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, направленной на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан, национальных интересов Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства и общественного порядка...

...Реализация предложенных мер позволит повысить эффективность препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы "цветных революций" или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе.

Александр Тарнавский, соавтор законопроекта о "нежелательных" организациях
Есть некие организации, которые вредят интересам России через экономические операции. Но если бы я их знал, я бы не хотел их называть. Например, падение цен на нефть: некоторые эксперты в независимых СМИ и на разных каналах говорят, что это умышленные действия ряда иностранных компаний, которые в силу своих интересов решили цену на нефть опустить. Может быть, это касается и курса доллара.

http://www.svoboda.org/content/article/26793868.html

Как мне представляется, ряд коммерческих и некоммерческих иностранных компаний, которые в силу ряда причин работают исключительно на то, чтобы унизить нашу страну... Если будет доказано, что цены на нефть опускали умышленно... те, кто опускал цены на нефть и покупал фьючерсы (не знаю, какие банки покупали), - вот они, с моей точки зрения, являются нежелательными.

...C момента, наверное, проведения Олимпиады, с моей точки зрения (а мою позицию поддерживают многие депутаты и россияне, может быть, даже большинство), Россию решили прижать и, как говорится, выставить ей счет за что-то. Мы ощутили, что с нами общаться на равных не хотят, а хотят, чтобы мы кое-кого обслуживали. На некоторые выпады, мы считаем, нужно отвечать.

Сергей Никитин, директор представительства Amnesty International в Москве
Закон вводит расплывчатое понятие "международная организация, представляющая угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения". Учитывая недавнюю практику, есть все основания предполагать, что закон будет принят и применен для удушения международных представителей гражданского общества и для подрыва независимости и свободы действий российских правозащитных организаций, выполняющих крайне важную работу в России.
Джон Дальхизен, директор Amnesty International по Европе и Центральной Азии
Этот закон - новейшая глава в истории беспрецедентного наступления на неправительственные организации. Фактически он призван криминализовать законную деятельность и раздавить свободу слова и объединений. Последние жесткие ограничения являются составной частью растущей волны репрессий, направленных на подавление свободы слова, недопущение дебатов и удушение свободы выражения мнений в России.
Максим Крупский, член Адвокатской палаты Москвы
Последствия будут самые печальные, это контрольный выстрел в голову третьему сектору. Это будет самый серьезный удар, особенно с учетом последних поправок. Здесь прослеживается связь с законом об "иностранных агентах". У этих двух законов один порыв: это так называемая борьба с иностранным влиянием, иностранной интервенцией, как ее понимают законодатели. В первую очередь под удар попадут те организации, которые уже попали под удар как раз по закону об "иностранных агентах", потому что их грантодатели могут быть признаны нежелательными организациями. Вопрос не только в ответственности за участие в деятельности (это касается единиц, это не самые серьезные потери), а речь идет о системной блокировке деятельности, потому что с перекрытием финансирования (а не секрет, что независимые правозащитные организации на 90% финансируются из зарубежных фондов) вся деятельность прекращается.

Грани.Ру

Светлана Ганнушкина. Фото Д.Борко/Грани.Ру
Светлана Ганнушкина, правозащитник
Этот закон будет проблемой не для "Гражданского содействия", а для зарубежных организаций. Российское гражданское общество утратит возможность сотрудничать с Amnesty International, Human Rights Watch, "Врачами без границ" - то есть гражданское общество много утратит. По сути это возведение железного занавеса между миром и Россией. Конечно, первыми под удар попадут правозащитные организации, а какие - тут я не буду подсказывать власти. Дело в том, что именно правозащитные организации - главные критики власти, это наша работа, и нормальная власть заинтересована в критике. Просто наша власть ненормальная.

Грани.Ру

Сергей Лукашевский, директор Музея и Общественного центра имени Сахарова
Закон о нежелательных организациях может привести к блокированию возможности взаимодействия российских правозащитников и гражданских активистов с их зарубежными коллегами. Этот закон может быть прямо использован против российских правозащитников, так как они не смогут работать совместно со своими международными коллегами (HRW, AI и др.), если те будут объявлены нежелательными организациями. Во-вторых, этот закон направлен против российских неправительственных организаций, которые получают пожертвования из-за рубежа, так как организации-жертвователи могут быть объявлены нежелательными. Кто первым попадет под удар, сказать сложно. Может быть, благотворительные фонды, так как вопрос финансирования все время привлекает болезненное внимание, а может быть, правозащитные организации, так как финансирование уже контролируется через закон об иноагентах.

Грани.Ру

Екатерина Шульман, политолог
Если законопроект будет принят, он ничего не добавит к уже действующим законам об НКО, борьбе с экстремизмом, «антисанкционному» законодательству.. Проект даст некоторые дополнительные возможности МИДу, но не позволит ему сравниться в карательной силе с Минюстом, а у Генпрокуратуры, второго бенефициара новеллы, и без того репрессивных полномочий довольно.
Кирилл Рогов, независимый обозреватель
Если говорить не о самом законопроекте, а о более широком контексте, то мы видим в последние недели-месяцы новый виток расширения неототалитарных практик режима. Очевидно, что закон об иностранных агентах, который рассматривался еще два года назад как исключительная и антиконституционная экспансия государства в сферу гражданского общества, теперь кажется путинской администрации абсолютно недостаточным. Речь идет о прямом преследовании любых организаций, выступающих с иных политических позиций или имеющих независимые контакты с иностранными организациями. Это такой сталинизм-лайт на марше.

Грани.Ру

19.05.2015


новость Новости по теме