Гнушаясь дерзкою сатирой
На страницах последнего номера "Московских новостей" встречаются имена трех корифеев российской сатиры: Виктор Шендерович поместил здесь открытое письмо Геннадию Хазанову, а Михаил Жванецкий – эссе под названием "Август". Ну, Шендерович и так на виду и на слуху – новая телепрограмма на ТВС, отрывки из выходящей в свет книги "Здесь было НТВ"... Что же касается Жванецкого, то он, кажется, в последнее время запомнился лишь прочувствованными репризами при получении в Кремле государственных наград. Поэтому лирико-философское сочинение Михал Михалыча вызывает интерес как у его поклонников, так и у тех, кто относится к его творчеству без особого восторга.
В начале миниатюры появляется тень Булгакова - оказывается, советская разруха в головах не исчезла, а просто изменила свою природу: "Сегодня в одной голове не совмещается несчастная жизнь с миллионами авто, полными магазинами и избытками зерна". С этим можно согласиться, но только если отвлечься от одного существенного обстоятельства: несчастная жизнь на самом деле у одних, а дорогие покупки, изысканное меню и шикарные машины – у других. А что в голове обладателя, скажем, Mercedes Gelaendewagen или хотя бы $90 000 страховки за украденный автомобиль этой марки мысль о невзгодах умещается с трудом – это, конечно, верно.
Однако вернемся к рассуждениям мэтра. Нашу счастливую в целом жизнь, полагает он, омрачают лишь некоторые прискорбные явления – чиновники, берущие взятки, ученые, рванувшие за деньгами за границу, писатели, пишущие быстро и матом. Да еще телевидение, завывающее о зажиме свободы (что-то давно не слышно с экранов этого жуткого воя. – Н.Р.) и при этом добивающее остатки приличий. В таких условиях, по мнению г-на Жванецкого, в политической сатире нет никакого смысла. Вот, мол, называли нашего президента Крошкой Цахесом – а от него ноль реакции. Здесь присущая мастеру жанра острая наблюдательность ему явно изменила. Сюжет про Путина-Цахеса появился на НТВ в январе 2000 года – и удивительно, как это наш неполитический сатирик ухитрился не заметить бурных событий, последовавших сначала на этом телеканале, а потом и на ТВ-6. Впрочем, Михал Михалыч вправе считать, что президентская власть не сыграла никакой роли в "привинчивании" телевизионных кнопок. Ведь если допустить иное, то в голове может возникнуть разруха
Складывается впечатление, что г-н Жванецкий буквально воспринимает хрестоматийное стихотворение Некрасова и формулирует свой нынешний творческий идеал так: "Любя беспечность и покой,// Гнушаясь дерзкою сатирой,// Он прочно властвует толпой// С своей миролюбивой лирой". Завершая свое миролюбивое эссе, автор, видимо, вспомнил еще одну строчку великого поэта: "Вы бы ребенку теперь показали светлую сторону..." И Жванецкий рад показать. Он умиленно рассказывает о некоем бизнесмене Сергее, открывшем в Павловске лицей наподобие Царскосельского, где "восемнадцать прекрасных юношей... живут вместе... учатся музыке, языкам, дипломатии, литературе". "В этих юношах и в Сергее мне показалось будущее России", - пишет вроде бы не склонный к пафосу юморист. Спору нет, школа для прекрасных юношей – дело хорошее. Но все-таки эмоция кажется преувеличенной.
Похоже, разгадка проста. Порывшись в Интернете, нетрудно выяснить, что великодушный предприниматель Сергей – это петербургский ресторатор по фамилии Гутцайт, давний приятель Владимира Владимировича Путина. Одна центральная газета не так давно рассказала о том, как президент посетил обустроенную г-ном Гутцайтом декоративную деревушку в Ленинградской области, причем на прощанье тароватый хозяин подарил знатному гостю дом, в котором он останавливался. Сам же ресторатор однажды поведал журналистам, что г-н Путин еще в бытность заместителем петербургского мэра бывал у него дома и был в курсе его деловых проектов. А в наши дни президент часто захаживает в принадлежащий Гутцайту павловский ресторан "Подворье" и даже знает по именам работающих там официантов. Неудивительно, что Владимир Владимирович входит в состав попечительского совета созданного Гутцайтом лицея (официальное название этого учебного заведения – Школа имени А.М. Горчакова). Как сообщалось в прессе, членами этого совета являются также Мстислав Ростропович, крупные банкиры и предприниматели. И конечно же, Михаил Жванецкий. Так что возвышенный тон оды "Сергею и юношам" получает вполне прозаическое объяснение.