статья Бей чужих, чтоб свои боялись

Матвей Масальцев, 23.11.2005
Госдума. Фото Д.Борко/Грани.Ру

Госдума. Фото Д.Борко/Грани.Ру

Третий сектор завоевать не так просто. В России сотни тысяч общественных объединений и некоммерческих организаций. Конечно, далеко не все они самостоятельные и вообще живые, однако все равно – центров сопротивления слишком много. И все же Госдума решила попробовать и готовится принять скандальные поправки в закон об общественных организациях.

Удивительно, но этот законопроект полностью раскритиковали не только независимые правозащитники и общественные деятели: от них-то власть легко отмахнется знаменитой аллегорией Владимира Владимировича о кормящей руке, которую не кусают. Однако, например, вполне себе лояльная дама Элла Памфилова назвала предлагаемые поправки "откровенно циничными и местами вопиюще безграмотными". Да и Общественная палата, едва успев избрать вторую треть своих членов, направила спикеру Грызлову просьбу отложить обсуждение законопроекта в Госдуме. С теми же пожеланиями обратился к властям уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Обратили внимание на законопроект и на Западе: представители американского Совета по иностранным делам даже направили письмо на эту тему Джорджу Бушу.

Возможно, Путин воспользуется моментом для красивого жеста, как в случае с другим скандальным законопроектом - о митингах. Однако пока ничего похожего. На днях профильный комитет Госдумы рекомендовал депутатам принять в первом чтении этот ужас под названием " О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Единственное, на что раскошелились, - общественникам позволят перед вторым чтением высказать свои претензии. Однако боюсь, не успеют. И претензий слишком много, и времени в обрез. Дума намерена принять закон в сжатые сроки – чтобы с 1 января будущего года он уже вступил в силу. Как рассказал "Граням" представитель российского отделения крупного британского фонда, ходили даже слухи, что депутаты обойдутся одним днем.

Причина спешки очевидна. Две главные "фишки" законопроекта – тотальный контроль над некоммерческими организациями и фактическая зачистка финансовых источников НКО от иностранных организаций. И то и другое очень кстати перед выборами, которые уже совсем не за горами.

Если законопроект станет законом, то иностранным благотворителям придется закрывать свои представительства и преобразовывать их в форму общественных организаций. Такой финт может привести только к одному – к закрытию сотен филиалов. Дело в том, что многие из западных благотворительных организаций не имеют у себя в стране статуса общественной организации (например, американские и английские фонды, не предполагающие наличия членства). А теперь у нас Фонд Форда, скажем, должен будет создать общественную организацию (то есть основанное на членстве общественное объединение). Это никак невозможно, хотя бы из-за устава фонда. Так что янки go home - причем не только с так нелюбимой Путиным поддержкой демократии и соблюдения прав человека, а еще и с многочисленными благотворительными программами в области образования, культуры, "социалки". Ну и с тысячами рабочих мест, разумеется.

Иностранцев прижмут и на других фронтах. Граждане иных стран и люди без гражданства, не проживающие постоянно в России, не смогут стать учредителями общественного объединения. Кроме того, организации откажут в регистрации, если среди ее участников будет иностранец, в отношении которого "принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации". В общем – простор для творческой мысли властей практически неограничен.

Выгнав чужих, Дума и своим житья не даст. Главным "смотрящим" назначат Минюст. Сначала НКО, если пожелает зарегистрироваться, придется выполнить ряд дискриминирующих требований (например, по сравнению с коммерческой структурой или некоммерческой организацией, учрежденной органами госвласти). Причем поводов отказать у чиновников найдется теперь предостаточно. А если все-таки повезет, то деятельность НКО будет под полным контролем. Росрегистрация, согласно законопроекту, может затребовать "финансово-хозяйственные и распорядительные документы". Причем четкого определения, какие именно, не существует. Зато за двойной отказ подвезти документы тебя лишат регистрации. А могут и за "растрату" средств на цели, не указанные в уставных документах. И ничего страшного, что вообще не существует такого вида правонарушения, как нецелевое использование средств, если отсутствуют признаки иного правонарушения или преступления. Так что налоговые проверки, похоже, будут вспоминать как рай: все-таки существуют места, куда фискалов позволено не пускать.

Можно, конечно, объединиться и без образования юрлица. Но и здесь авторы законопроекта все предусмотрели: деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после соответствующего уведомления органа госрегистрации. При этом порядок такого уведомления устанавливается правительством. Другими словами, как отметил эксперт Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон, это означает возврат к действовавшему в СССР с 20-х годов запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений.

Левинсон, кстати, в своем заключении на законопроект насчитал с десяток противоречий с разными статьями Конституции и еще немало нарушений норм международного права.

У некоммерческой организации просто-напросто отнимают презумпцию невиновности: ты сначала докажи, что не верблюд. Самое интересное, что после принятия закона этим придется заняться практически всем НКО – уставы большинства не соответствуют нормам, прописанным в проекте. На это дают год. Одной Росрегистрации на сотни тысяч организаций явно не хватит. Так что Минюсту придется, видимо, серьезно расширить штат. А количество НКО – несколько сократить.

В пояснительной записке к законопроекту среди прочих благородных целей указана и такая: "обеспечить создание организаций, действительно преследующих достижение общественно-полезных целей и благ". Перечень таких общественно-полезных целей Владимир Путин уже сделал летом этого года на встрече с правозащитниками: "Борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью, помощь в социальной реабилитации инвалидов, развитие территориального самоуправления". В устах президента список прозвучал как закрытый. А вместо этого (Путину "Жуков докладывал") "деньги выделяют из-за рубежа на конкретную политическую деятельность в России, на конкретную совершенно".

"Не допустим", - сказал тогда Путин. Спустя несколько месяцев, правда, разрешил своей партии заниматься тем же самым в странах Балтии.

Матвей Масальцев, 23.11.2005


новость Новости по теме