Армия на ручном управлении
Не впервые коллективный уход из части предстает как единственное средство самозащиты молодых от казарменного беспредела. На этот раз солдаты ушли в знак протеста против избиения своих товарищей. Бил солдат не какой-нибудь дед-отморозок, а начальник штаба дивизиона майор Ширяев. Беглецы добрались до местного (волгоградского) комитета солдатских матерей и рассказали там о своем "житье-битье". Ночью их доставили в комендатуру. Только днем стало известно, что военная прокуратура завела дело по факту издевательств над военнослужащими.
Наверняка в среде военных у Ширяева найдется масса защитников. Они укажут на то, что недавние изменения в Дисциплинарном уставе (ДУ) ограничили права командира по части наказаний. Так, теперь нельзя отправить провинившегося на "губу" простым приказом – только по решению суда. К такому обороту начальники якобы оказались не готовы, что и вынуждает их прибегать к неформальному мордобою. На самом деле и до поправок в ДУ офицеры распускали руки (не говоря уже о воспитании подчиненных с помощью кулаков старослужащих). И на практике им обычно грозит за это в крайнем случае применение 336-й статьи Уголовного кодекса ("оскорбление одним военнослужащим другого"), чреватой самое большее "ограничением по военной службе сроком до одного года" (штраф, задержка звания, понижение в должности). Между тем в УК есть статьи (332, 333) весьма сурово карающие подчиненного за неисполнение приказа начальника: за это могут дать до восьми лет лишения свободы.
Разумеется, офицеры об этих статьях знают, но на практике прибегают к ним крайне редко. Ведь если в конфликте начальника с подчиненным будут разбираться следователи военной прокуратуры, чего они только не накопают в ходе знакомства с внутренней жизнью подразделения. К тому же испортится дисциплинарная статистика части. Наконец, в офицерской среде считается, что вынося сор из избы, то есть ставя выяснение отношений с подчиненным на правовую основу, начальник как бы расписывается в своем бессилии. Вот и воспитывают солдатиков отцы-командиры кто во что горазд.
Дополним опыт майора Ширяева лишь одним примером. 4 мая 2002 года майор Александр Симакин (в/ч 13815, г. Балашиха, Московская обл.) закопал во дворе котельной рядового Чеснокова. По самую шею. На крики истязаемого прибежали две работницы котельной. Но отбить жертву у майора не удалось. Оказывается, он выполнял приказ заместителя командира части по тылу майора Гочи Хуциева. Таким способом Хуциев воспитывает нерадивых подчиненных. Примечательно, что и Хуциев, и Симакин продолжают оставаться в рядах Вооруженных сил РФ.
Остается добавить, что в этом году в Союзе комитетов солдатских матерей России обратилось 18 военнослужащих срочной службы с жалобами на командиров-садистов. Это только те, кто добрался до солдатских матерей.
Справка
Заявление военнослужащих войсковой части 20004 в Волгоградскую правозащитную организацию родителей военнослужащих "Материнское право"
В Волгоградскую областную
правозащитную организацию
родителей военнослужащих
"Материнское право"
от военнослужащих войсковой части 20004, г. Камышин Волгоградской области
Мы, нижеподписавшиеся, военнослужащие по призыву войсковой части 20004 города Камышин Волгоградской области, в составе 54 человек вынужденно оставили учебный полигон в населенном пункте Прудобой Волгоградской области. На полигоне остались только лица, находящиеся в наряде, и потерпевшие сержанты Кутузов, Крутов, рядовые Генералов, Гриценко, которых избили офицеры и которые не могли идти.
8 сентября с.г. офицеры части: майор Ширяев, майор Артемьев, старший лейтенант Кадиев, лейтенант Пеков, старший лейтенант Коростылев, старший лейтенант Кобец и подполковник Колесников - в палатке штаба 2-го дивизиона, избивали военнослужащих: Кутузова, Генералова, Крутова, Гурского, Гриценко. Били их черенками от лопат по ягодицам, пояснице и спине, а также ногам, по животу и ребрам.
Офицеры требовали от нас признания в том, чтобы мы назвали фамилии солдат, которые угнали боевую разведывательно-десантную машину (БРДМ).
Избиение сослуживцев было до обеда. Офицеры сказали, что будет избит каждый из нас, если никто не признается, кто угнал БРДМ.
Доводим до вашего сведения, что подобное рукоприкладство со стороны офицеров части не в первый раз, и просим содействия организации в возбуждении уголовного дела в отношении офицеров части: майора Ширяева, майора Артемьева, старшего лейтенанта Пекова, старшего лейтенанта Коростылева, старшего лейтенанта Кобец и подполковника Колесникова.
09.09.2002
Дословно
Александр Савенков
Начальник штаба дивизиона майор Ширяев, проводя служебное разбирательство недозволенными методами, избил пятерых военнослужащих по призыву, превысив свои полномочия. По данному факту проводится уголовное расследование. В знак протеста против действий командира пятеро военнослужащих и еще 49 их сослуживцев из солидарности с ними покинули воинскую часть и направились к военному прокурору Волгоградского гарнизона искать помощи. В свою очередь, командир дивизиона подполковник Колесников, вместо того чтобы восстановить законность, никаких мер не принял, а сам факт избиения военнослужащих скрыл от военной прокуратуры и вышестоящего командования. Мы намерены самым строгим образом спросить с должностных лиц, невзирая на звания, за нарушение закона и уставных требований.
Интерфакс, 10.09.2002