статья Хорошее отношение к Тернеру

Николай Руденский, 23.01.2001

Лидер "Единства" Борис Грызлов сообщил прессе, что на встрече членов фракции с Владимиром Путиным обсуждался вопрос о продаже акций НТВ американскому медиа-магнату Теду Тернеру. Интересно уже то, что президент и парламентарии выбрали темой для разговора не что иное, как взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов, причем даже не реальные, а потенциальные. Но еще удивительнее переданное г-ном Грызловым мнение президента: "Если Тернер хочет приобрести акции НТВ, это было бы неплохо".

Всего несколько дней назад заместитель главы президентской администрации Дмитрий Медведев от имени Кремля отказался предоставить создателю CNN политические гарантии возможных инвестиций в российскую телекомпанию. Просьба американца была даже переведена на новорусский как наглое требование президентской "крыши" по отношению к предполагаемой сделке. А комментатор ОРТ Михаил Леонтьев даже разъяснил общественности, что Тернер сам нарывался на грубость: нельзя, мол, требовать для себя неких особых условий, тем самым намекая, что в стране вообще-то полный бардак и произвол.

Ну, Тернер, кажется, просил для себя немногого - лишь заверений в том, что канал НТВ не будет закрыт и что государство не будет вмешиваться в его редакционную политику. Условия эти вполне соответствуют не только западным понятиям о свободе печати, но и российскому законодательству. А что их приходится оговаривать - так в том вина не Тернера. Не надо обладать особой проницательностью, чтобы увидеть, что с НТВ в последнее время неладно и что государство к этим неладам имеет некоторое отношение. Наконец, было бы неосмотрительно отвечать грубостью на любую просьбу вроде той, что была выражена г-ном Тернером. Вот, например, российский МИД предпринял демарш в защиту арестованного в Нью-Йорке П.П. Бородина. Едва ли какой недоброжелательный американец увидел в этом намек на то, что в Соединенных Штатах царит "полный бардак и произвол" и исключение надо сделать лишь для госсекретаря российско-белорусского союза.

Но вернемся к треугольнику Путин-Тернер-НТВ. Не вполне ясно, что именно хотел сказать российский президент. Действительно ли он готов прекратить государственное давление на частный телеканал, если Тед Тернер станет его крупным акционером? Г-н Грызлов заявил, что его неназванные американские собеседники сочли некорректной просьбу медиа-магната о гарантиях со стороны руководства России и полагают, что такие гарантии Тернер мог бы получить от Корпорации частных заграничных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation - OPIC) - американской государственной структуры, занимающейся страхованием частных капиталовложений за рубежом. Тут, наверное, есть недоразумение. Тернер никак не мог просить у российского лидера финансовых гарантий по сделке в отношении НТВ. Это было бы столь же бессмысленно, как обращаться в OPIC за политическими гарантиями такой сделки. Возможно, финансовые гарантии Тернеру и вовсе не нужны - он уж не раз демонстрировал склонность к риску в бизнесе. Но потерять несколько сот миллионов не в результате колебаний конъюнктуры или других экономических превратностей, а в неравной борьбе с российской Генпрокуратурой - это было бы слишком даже для повидавшего виды бизнесмена и яхтсмена (дзюдо он, кажется, не занимался).

Николай Руденский, 23.01.2001