Над Гусинским безоблачное небо
Из Мадрида пришла ожидавшаяся весть: судья Бальтасар Гарсон принял решение освободить Владимира Гусинского из тюрьмы под залог в 1 миллиард песет, что составляет 6 миллионов евро (5,54 миллиона долларов). Эта сумма для медиа-магната безусловно вполне по силам. Теперь он сможет провести новогодние праздники не на тюремной койке, а в кругу семьи.
Конечно, дело о выдаче владельца "Медиа-Моста" еще не завершено, но сейчас остается очень мало шансов, что Гусинского насильственно водворят под сень родной Генпрокуратуры. А ведь российский следователь Валерий Николаев, ведущий дело Гусинского, еще три дня назад утверждал, что Владимир Александрович "грубо игнорировал требования российского закона" и потому его никак нельзя отпускать даже под домашний арест. Но испанские коллеги его не послушали и даже подписки о невыезде с бывшего узника не взяли, отпустив под довольно умеренный, по меркам бизнес-элиты, денежный залог и ограничившись запретом покидать территорию Испании и обещанием местной полиции контролировать перемещения Гусинского.
Не сомневаюсь, что Владимир Александрович не будет пытаться бежать в Гибралтар или Лондон, а использует сложившуюся ситуацию по полной пиар-программе. Ведь решение судьи Гарсона можно считать серьезным поражением на международной арене не только наших прокуроров, но и президента Владимира Путина, пообещавшего использовать против олигархов большую дубинку только один раз, но непременно по голове. На этот раз удар, похоже, срывается.
Почему же испанские власти, сначала вроде бы благосклонно воспринявшие запрос российской стороны, теперь постепенно стали сдавать назад? Чем силен сегодня гонимый российскими властями бывший олигарх? Мнением народным? Очень возможно, но только не российским или испанским, а в первую очередь американским. Похоже, именно обращение американского Госдепартамента к испанскому правительству с ясным указанием на то, что дело Гусинского имеет политическую подоплеку, привело к его освобождению. С мнением главной страны НАТО Мадрид не может не считаться, как бы ни были сильны антиамериканские настроения и протесты против "однополярного мира" среди испанской общественности. Владимир Александрович силен прежде всего "американскою помогой". Конечно, дело еще продолжается, и официального решения испанского суда по российскому запросу о выдаче опального олигарха пока нет, но надо полагать, что оно появится в ближайшие недели и будет вполне благоприятным для Гусинского.
Недавно на одном из российских интернет-форумов было высказано пожелание: "Эту власть надо прилюдно выпороть - с помощью международных институтов". Очень может быть, что скоро оно исполнится. Решение суда о невыдаче медиа-магната из-за политического характера выдвинутых против него обвинений или, что представляется еще более вероятным, отказ испанского правительства вообще начать процедуру экстрадиции, станет болезненным ударом по международному престижу России и личному престижу президента Путина. Дело Гусинского постепенно очерчивает те границы, за которыми Запад не будет оказывать никакого содействия российской стороне в преследовании олигархов-диссидентов, даже если, по западным меркам, они, может, и не совсем в ладах с законом. Если в Испании преследование Гусинского признают политическим, то силовым структурам будет очень непросто убеждать российскую общественность в чисто уголовном характере выдвинутых против него обвинений.