Очень своевременная акция
Главный итог "мадридского сидения" Гусинского - срыв переговоров о покупке 25 процентов акций НТВ непрофильному инвестору, не аффилированному ни с одной из сторон, то есть ни с "Мостом", ни с "Газпромом". Искать инвестора должен был Deutsche Bank. Весьма вероятно, что теперь эта важнейшая позиция соглашения сторон, заключенного 17 ноября, утрачивает силу. News Corporation г-на Мэрдока (которую наблюдатели единодушно прочили в новые владельцы НТВ), похоже, вынуждена будет обождать, если вообще не забыть о московском медиа-холдинге.
И, как кажется, срыв соглашения 17 ноября как раз и был подлинной целью Кремля, показавшего г-ну Гусинскому, насколько длинна незабвенная "рука Москвы".
По сведениям весьма осведомленного собеседника Grani.Ru в президентской администрации, попытка Владимира Путина в телефонном разговоре 2 ноября лично уговорить испанского премьера Аснара "не препятствовать из конъюнктурных политических соображений розыску и аресту Гусинского" потерпела неудачу. Аснар отказал. Тогда российская сторона включила рычаги "закулисного влияния". В президентском окружении, МИДе и СВР оказалось сразу несколько человек, могущих похвастаться эксклюзивными знакомствами и хорошими личными отношениями с многими представителями испанской элиты.
Просьба Генпрокуратуры РФ в отношении беглого олигарха была испанским правосудием - пусть и явно ненадолго - но все же уважена. Видимо, этого "ненадолго" московским организаторам операции хватило за глаза.
Для полноты картины надо отметить, продолжает наш источник, что с подобной же просьбой кремлевское руководство по закрытым каналам обратилось и к британскому премьеру Тони Блэру. "Другу Тони" тоже было предложено не препятствовать преследованию Гусинского по линии Интерпола. Отказал и Тони; более того, через американскую агентуру в его окружении, как выразился конфидент Grani.Ru, "утечка прошла в Вашингтон". Крайне резкое заявление в поддержку гонимого Кремлем медиа-магната было сделано пресс-секретарем Госдепартамента США г-ном Рикером уже на следующий день, 13 ноября.
В этой связи многие наблюдатели считают крайне удачным выбор момента для "испанской операции". Люди в Кремле и в ясеневском лесном офисе СВР, обжегшись на Лондоне, не прогадали с Мадридом. Они прекрасно просчитали декабрьскую политическую неопределенность в Вашингтоне.
Конечно, уже в день ареста Гусинского Госдеп снова делал жесткие заявления насчет политической расправы над свободой слова в России. Да вот беда: остроязыкий г-н Рикер и его шеф Мадлен Олбрайт, которые всегда принимали столь близко к сердцу болезни молодой российской демократии, теперь спешно освобождают офис для назначенного президентом Бушем нового госсекретаря, генерала Пауэлла, и его подчиненных. А бушевским чиновникам пока высказываться не с руки. Нельзя же, в самом деле, новой администрации начинать отношения с Москвой с "темы Гусинского".
Весьма возможно, что не до Гусинского теперь стало и Deutsche Bank'у - больно уж проблемный партнер.
То есть 25 процентов акций НТВ имеют теперь добрый шанс попасть в руки "правильного инвестора", а не какого-то Мэрдока из страны, где живут кролики, страусы и кенгуру. Что и требовалось доказать.
Видимо, правы циники, с самого начала утверждавшие, что суть этой интриги все же не в политике, но в экономике.
Пока ход интриги сулит успех тем, кто хотел бы "отпилить" себе кусок бизнеса "Медиа-Моста", гарантировав путинскому окружению достойную долю в доходах и абсолютную политическую лояльность. Их имена слишком известны, чтобы произносить их всуе. Просто порадуемся за них, не забыв, однако, припомнить к случаю Писание, где сказано: "У ненасытимости две дочери: давай! давай!"