новость Коллекция нот однорукого пианиста Пауля Виттгенштайна будет пущена с молотка

14.05.2003

Дом Sotheby's 22 мая выставляет на аукцион архив нот музыкальных произведений, написанных для одноруких музыкантов. Как сообщает АР, эта коллекция ранее принадлежала знаменитому однорукому пианисту из Вены Паулю Виттгенштайну, который лишился правой руки в боях против русских в Первую мировую. В коллекции произведения Рихарда Штрауса, Прокофьева, Бриттена и Равеля, ценные фотографии а также рекомендации пианиста для таких же, как он. За архив предполагается выручит около 240 тысяч долларов. Продавец предпочел сохранить свое имя в тайне.

Четвертый концерт для фортепиано Прокофьева (op.53) был написан в 1931 специально для Виттгенштайна, но тот отказался его исполнять. Прокофьев не стал переделывать концерт для обыкновеннных пианистов, и это произведение не исполнялось вплоть до 1956 года. Помимо партитуры этого концерта в коллекцию входит написанная рукой Мориса Равеля партитура фортепианного концерта для левой руки, автографы Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева и Бенджамена Бриттена.

Пауль Виттгенштайн родился в 1887 году в богатой семье в Вене. Его младший брат Людвиг впоследствии стал известным философом.

Cвой первый концерт Пауль дал в возрасте 26 лет в 1913 году. Все предвещали ему блестящую карьеру. Но судьба распорядилась иначе. Он пошел воевать против русских. В Польше во время сражения он потерял руку и был взят в плен. В Омской тюрьме он обнаружил пианино и начал тренироваться играть одной рукой. Вернувшись в Австрию в 1916 году, он продолжил совершенствовать технику, и вскоре стал техничнее многих двуруких виртуозов. Ему не хватало лишь специального репертуара. Поскольку он унаследовал значительное состояние, он смог за деньги заказывать у крупных композиторов своего времени произведения лично для себя. С 1920 по 1940 гг для него были написаны порядка 20 произведений. С 1938 года Виттгенштайн жил в США. Он умер в штате Нью-Йорк в 1961 году.

В заявлении Sotheby's, предваряющим продажу коллекции Виттгенштайна, указывает, что его архив не только является уникальным и мало известным собранием, но обладает и большой исторической ценностью, так как засвидетельствовал эволюцию ряда крупнейших произведений ХХ века. "Архив также позволяет нам узнать многое о методах работы Виттгенштайна, о том, как он исполнял свои произведения, как он перелицовывал их под себя и как он старался расширить возможности исполнения музыкальных произведений одной рукой", - говорится в заявлении.

14.05.2003