МВД выступает за создание отрядов самообороны
Министерство внутренних дел выступает за создание отрядов местной самообороны. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал заместитель главы ведомства Николай Овчинников.
Генерал Овчинников определяет отряды самообороны как "формирования общественной самодеятельности по локальному принципу для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности". Оформлять их создание предполагается по стандартной для общественных организаций процедуре с обязательным уведомлением органов местного самоуправления.
Члены таких общественных объединений, по словам Овчинникова, смогут в рамках необходимой самообороны оказывать преступникам сопротивление, в том числе и вооруженное. Однако основную их задачу замглавы МВД видит в своевременном оповещении правоохранительных органов или МЧС об опасности или фактах правонарушений. Прообразом таких объединений могут служить дежурства жильцов по подъездам после терактов в Москве в 1999 году.
Упоминание о такого рода формах участия граждан в поддержании правопорядка, напомнил Овчинников, содержится в законопроекте "Об участии граждан в охране общественного порядка", внесенном в Госдуму в январе этого года. Этот же законопроект предлагает воссоздать народные дружины. Дружинники, в отличие от членов отрядов самообороны, смогут принимать участие в охране массовых мероприятий.
Комментарий
Тема народной самообороны возникла, надо полагать, в связи с надвигающимся первым чтением упомянутого законопроекта. В думском календаре первое пленарное обсуждение этой милицейской инициативы запланировано на апрель.
Понятно стремление милиции расширить круг своих добровольных помощников. Но масштаб начинания указывает на то, что система поддержания общественного порядка в стране трещит по швам. Это косвенно признает и генерал Овчинников. Он упоминает об активности граждан в Москве после терактов 1999 года, упуская из виду, что все эти самодеятельные дежурства в подъездах, охрана подвалов, проверка автостоянок были демонстрацией недоверия правоохранительным органам, реакцией на неспособность милиции и спецслужб защитить людей от террористической угрозы. Так что же, на дворе опять 1999 год, снова спасение подрываемых – дело рук самих подрываемых?
Численность и мощь муниципальной милиции, призванной в первую очередь защищать граждан от хулиганов, воров и проч., год от года растет, но бытовая преступность растет опережающими темпами. Почему бы не поднять народ на самооборону, поставив во главе этих армий участковых?
Организация народной инициативы вокруг человека в погонах – дело для государства полезное. Взять на заметку сомнительного соседа, провести во дворе профилактику на предмет законопослушания, своевременно просигнализировав органам, – этапы большого пути, освоенные на генетическом уровне. Только запусти старый механизм – пойдет-поедет. И главное, возродится утраченное в последние годы единение органов и граждан.
А про участие вместе с внутренними войсками в оцеплении при массовых мероприятиях и говорить нечего: граждан ненавязчиво приучивают находиться по правильную сторону баррикад. Перспективное начинание.
Владимир Темный