Американские физики научились создавать электронные приборы из отдельных молекул
Профессор физики из Калифорнийского университета в Беркли Майкл Кромми и его коллеги преодолели еще одну ступень на пути к созданию полупроводниковых приборов молекулярных размеров.
Полупроводник, как известно, - это материал, который проводит электричество лучше, чем кварцевое стекло, слюда или фарфор, но неизмеримо хуже, нежели серебро или медь. Современные технологии в основном используют такие полупроводники как кремний и германий; в числе других можно назвать соединения галлия, мышьяка, фосфора и индия. Кремний необходим для изготовления транзисторов, выпрямителей и интегральных схем. Арсенид галлия, как правило, используется в сверхвысокочастотных приборах, оптоэлектронных устройствах и в интегральных схемах.
Тем не менее, чистые полупроводники для электроники практически бесполезны. Полупроводник, по существу, представляет собой простой диэлектрик с несколько повышенной проводимостью и в этом качестве особого интереса не вызывает. Материалы для современной электроники создаются с помощью обогащения полупроводниковых кристаллов небольшим количеством строго дозированных добавок - этот процесс называется легированием. Легирование радикальным образом изменяет характер движения зарядов в полупроводниках и тем самым позволяет создавать на их основе технологические материалы. К примеру, добавка в кремний атомов фосфора привносит с собой избыток электронов и поэтому создает проводимость такого же типа, какой обладают все типичные металлы. Если для легирования берут бор, то его атомы отбирают у кремния часть электронов, создавая таким образом "дырки" - свободные вакансии, которые могут заполниться электронами, перескочившими с соседних атомов кремния. Во внешнем электрическом поле "дырки" движутся навстречу электронам, то есть ведут себя как положительно заряженные частицы. Основой для создания любого полупроводникового устройства служит целенаправленное сочетание материалов с обоими видами проводимости.
Существует множество методов легирования полупроводников - например, бомбардировка ионами. Точность внесения примесей с помощью этих методов весьма различна, однако ни один из них не позволяет размещать внедряемые частицы в заранее определенной зоне основного материала, протяженность которой сравнима с размерами молекулы или атома. Правда, для современной электроники подобная точность вовсе не нужна, но в недалеком будущем она наверняка понадобится. Стандартными строительными блоками следующих поколений электронных приборов, по всей вероятности, станут отдельные крупные молекулы, а их придется легировать с помощью абсолютно новых технологий.
Профессор Кромми и его сотрудники решили эту задачу с помощью замечательного прибора - СТМ, сканирующего туннельного микроскопа. Первый СТМ был сконструирован в 1981 году сотрудниками Цюрихской лаборатории корпорации IBM Герхардом Биннигом и Хайнрихом Рёрером, которые четырьмя годами позже получили за эту работу Нобелевскую премию.
Основная деталь туннельного микроскопа - сверхтонкая вольфрамовая игла. Эту иглу-зонд подводят к поверхности изучаемого объекта на расстояние порядка половины нанометра. На иглу и объект подают постоянное электрическое напряжение, и между ними возникает очень слабый электрический ток. Этот ток, или, иначе говоря, отрыв электронов от зонда, возникает вследствие квантового туннельного эффекта, отсюда и название микроскопа. Во время движения зонда над поверхностью управляющий компьютер получает непрерывную информацию о силе туннельного тока и на этой основе с чрезвычайно высоким разрешением воспроизводит особенности ее рельефа.
Однако туннельный микроскоп - это не только наблюдательный прибор. Его игольчатым зондом можно отрывать атомы и молекулы с определенного участка поверхности и переносить их на новое место. Именно этим свойством СТМ и воспользовались ученые из Калифорнии. Они поместили серебряную пластинку в вакуумную камеру, охладили ее до семи градусов Кельвина и "посыпали" атомами калия. На этой же серебряной подложке находилась единственная сферическая молекула углерода, образованная шестьюдесятью атомами. Считается, что такие структуры, называемые фуллеренами, со временем найдут много применений в электронике.
Ажурный углеродный шарик подцепили иглой туннельного микроскопа и стали передвигать его по направлению к атомам калия. Таким путем на фуллерен посадили один атом калия, а затем второй, третий и четвертый. Эти атомы пожертвовали фуллерену электроны со своих внешних оболочек, исполняя тем самым роль легирующих примесей. Процесс присоединения атомов удалось запечатлеть с помощью электронного микроскопа. Этот новаторский эксперимент продемонстрировал возможность создания дизайнерских фуллереновых молекул с заданными электрическими свойствами. 9 апреля эта статья появилась на страницах журнала Science.
Источник:
R. Yamachika, M. Grobis, A. Wachowiak, and M. F. Crommie
Controlled atomic doping of a single C60 molecule
Science, 9 April 2004, Vol, 304, pp. 281-284
Справка
Фуллерены
- практически сферические углеродные молекулы, состоящие из десятков атомов. Первые 60-атомные фуллереновые молекулы были созданы в 1985 году. Грани 60-атомного фуллерена - это 20 почти идеальных правильных шестиугольников и 12 пятиугольников. Позднее удалось получить фуллерены из 76, 78, 84, 90 и даже из нескольких сотен атомов углерода.
Статьи по теме
Американские физики научились создавать электронные приборы из отдельных молекул
Американские физики провели серию экспериментов, которые впервые позволили наносить по одному атому на единственную многоатомную молекулу. Дальнейшие исследования в этой области обещают значительно расширить возможности электронных технологий близкого будущего. Стандартными строительными блоками следующих поколений электронных приборов, по всей вероятности, станут отдельные крупные молекулы, а их придется легировать с помощью абсолютно новых технологий.
Механическая "рука" вплотную приблизилась к квантовому пределу
Узнать, на самом ли деле действие принципа неопределенности распространяется на макроскопические объекты, было основной целью американских экспериментаторов. Они изучали движения вибрирующего механического манипулятора, изготовленного из нитрида кремния. Размер изучаемого объекта в эксперименте не превышал 8 мкм - то есть "рука" была совсем крошечной по обыденным масштабам, однако все еще оставалась макроскопическим объектом. Мы находимся в начале новой экспериментальной эры, когда взаимодействие между двумя полностью квантовыми системами может быть изучено экспериментально, что вполне может быть названо квантовой электромеханикой.
Обвинения в "изменах" с постоянной тонкой структуры пока не сняты
Современные теории, которые призваны объединить эйнштейновскую относительность с квантовой механикой и тем самым решить одну из сверхзадач всей современной физики, привели к шокирующему предсказанию: фундаментальные константы не только могут, но даже обязаны изменяться в пространстве и времени. Однако теперь с помощью исследования спектров отдаленных квазаров удалось наложить строгие ограничения на возможные вариации во времени одной из важнейших физических констант - постоянной тонкой структуры.
Силу, возникающую из пустоты, приспособят к чему-нибудь путному
Генрих Казимир еще в 1948 году предложил эксперимент, который мог бы подтвердить квантовую теорию физического вакуума (то, что вакуум на самом деле не пуст, а заполнен то и дело виртуально возникающими и исчезающими парами частиц и античастиц). Теперь американские исследователи сумели проверить этот эффект с точностью до 0,5 %. Выяснилось, что эффект Казимира действительно должен серьезно влиять на наноразмерные устройства.
Экспериментаторы ищут новые силы, предсказанные теориями суперструн
Самый чувствительный на настоящее время эксперимент по оценке гравитационного взаимодействия на сверхмалых расстояниях не дал новых козырей в руки сторонников теории суперструн. Но, несмотря на все это, идеи дополнительных измерений становятся необычайно популярными в связи с кризисом стандартных физических моделей, не способных объяснить новые наблюдения - ускоренно расширяющейся Вселенной, в которой царит темная энергия.
Самые выдающиеся открытия 2003 года: темная энергия, пентакварки, бозе-конденсаты, квантовые компьютеры и др.
Многие западные издания выстраивают своеобразные хит-парады научных достижений уходящего 2003 года. Мы публикуем один из таких списков, составленный редакцией издания PhysicsWeb.
Физики, возможно, наблюдали магнитные монополи
Поль Дирак в 1931 году выдвинул гипотезу, согласно которой в природе должны существовать некие экзотические частицы, являющиеся переносчиками изолированных "магнитных зарядов" - магнитные монополи. Но до сих пор все попытки обнаружить в эксперименте эти неуловимые частицы были безуспешными. Однако теперь группа физиков из Японии, Китая и Швейцарии утверждает, что им все-таки удалось найти косвенное свидетельство существования таких монополей Дирака.
В космос отправятся пряничные корабли
Кремниевый микроробот величиной в половину диаметра человеческого волоса, снабженный "ножками" из живой сердечной мышцы, начал ползать по лаборатории Лос-Анджелеса. Это первый случай, когда удалось использовать мускульные усилия для движения микромеханического устройства. Теперь предполагается спроектировать работающий на мускульной энергии микромеханизм, который сможет искать и латать пробоины от микрометеоритов на космических кораблях.
Когда сказка станет пылью... (Нанотехнологии: революция начинается)
В самые ближайшие годы произойдет технологическая революция, в результате которой мы обзаведемся портативными мощными хранилищами памяти, всевидящими глазами и всеслышащими ушами, невидимыми помощниками, готовыми исполнить любую прихоть, и к тому же станем практически бессмертными.
Наномандала принесет в мир нанотехнологий буддистское счастье
Организованное взаимодействие отдельных атомов в нанотехнологии имеет некоторое сходство с картинами, возникающими под руками трудолюбивых буддистских монахов, создающих из цветного песка в ходе специальных таинств так называемые песочные мандалы. Цели и методы создания такой мандалы в восточных и западных культурах, конечно, довольно сильно различаются.