статья "Хаббл" заснял брешь в атмосфере Юпитера

28.07.2009

Изображение темной бреши в атмосфере Юпитера, полученное "Хабблом". Фото с сайта http://hubblesite.org/

Руководство NASA решило прервать на время тестирование и калибровку инструментов космического телескопа "Хаббл" (Hubble Space Telescope), отремонтированного в мае астронавтами шаттла Atlantis (STS-125), для того, чтобы сделать снимки Юпитера, подвергшегося кометно-астероидной бомбардировке в районе своего южного полюса. Темная прореха в облачности, разорванной воздействием гигантского падающего объекта, меняется день ото дня, но еще окончательно не затянулась.

Впервые это событие отметил австралийский астроном-любитель Энтони Уэсли (Anthony Wesley), который в прошлое воскресенье, 19 июля, с помощью домашнего 14,5-дюймового телескопа-рефлектора, подключенного к компьютеру, обнаружил почернение на том месте в атмосфере Юпитера, куда погрузился распадающийся объект. Затем наличие пятна подтвердили астрономы Обсерватории Кек (Keck Observatory) и инфракрасного телескопа NASA IRTF. В инфракрасном диапазоне пятно было довольно ярким; разогрев атмосферы Юпитера произошел в области площадью 190 миллионов квадратных километров. В месте удара также отмечено присутствие повышенной концентрации аммиака, что свидетельствует в пользу скорее кометного происхождения пришельца. Единственный случай подобных наблюдений был до сих пор зарегистрирован лишь 15 лет назад, в июле 1994 года, когда в атмосферу Юпитера погрузились обломки кометы Шумейкеров-Леви 9 (comet Shoemaker Levy 9).

За последние несколько дней крупнейшие в мире телескопы были обращены к гигантской газовой планете, находящейся от нас сейчас в 580 миллионах километров. Руководитель Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute - STScI) Мэтт Маунтин (Matt Mountain) решил выделить 23 июля время для наблюдений за Юпитером на "Хаббле" для группы астрономов под руководством Хайди Хэммел (Heidi Hammel) из Института космических исследований (Space Science Institute - SSI) в Боулдере (штат Колорадо). Наблюдения проводились с помощью новой широкоугольной камеры Wide Field Camera 3 (WFC3).

Разрыв в юпитерианских облаках примерно вдвое превысил размеры Соединенных Штатов. Эми Саймон-Миллер (Amy Simon-Miller) из Центра космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Centre) NASA в штате Мэриленд считает, что диаметр падающего объекта равнялся по крайней мере нескольким футбольным полям. Мощность взрыва при этом должна была в тысячи раз превысить ту, что приписывают комете или астероиду, взорвавшемуся в районе Тунгуски в Сибири в июне 1908 года. Энтони Уэсли считает, что в момент соударения объект двигался со скоростью 50-100 километров в секунду (180-360 тыс. км/ч).

"Потенциал "Хаббла" огромен. Детализация изображений просто потрясающая, - говорит Хэммел. - Объединив эти изображения с данными наземных инструментов и данными, полученными в других волновых диапазонах, мы сможем получить более полное представление о том, что именно происходит в момент соударения небесных тел".

Примечательно, что свое падение новый объект "подгадал" как к 101-й годовщине Тунгусского метеорита, так и ровно к юбилею падения на Юпитер предыдущей кометы. Падение фрагментов кометы Шумейкеров-Леви происходило с 16 по 22 июля 1994 года. Сама эта комета была открыта 24 марта 1993 года в обсерватории Маунт Паломар супругами Юджином и Каролиной Шумейкерами и Дэвидом Леви. Уже в момент открытия она представляла собой распавшуюся цепочку фрагментов длиной 200 тысяч километров. Расчеты показывали, что еще до своего открытия комета прошла в 15 тысячах километров от облачного покрова Юпитера, оказавшись в зоне (обусловленной пределом Роша), где приливные силы раздробили ее на более чем 21 кусок. Это, согласно расчетам, должно было случиться еще 7 июля 1992 года.

При очередном сближении с планетой в июле 1994 года все фрагменты кометы врезались в атмосферу Юпитера со скоростью 64 километра в секунду, вызвав заметные возмущения облачного покрова. Падение кометы было предсказано и наблюдалось как с Земли, так и из космоса. Точки падения фрагментов находились в южном полушарии Юпитера, на противоположной по отношению к Земле стороне, поэтому сами моменты падения регистрировались лишь аппаратом "Галилео" (Galileo), находившемся тогда вблизи Юпитера. Однако "черные дыры" в атмосфере Юпитера, возникшие после падений 21 обломка, наблюдались и с Земли после поворота Юпитера вокруг своей оси. Наиболее крупный фрагмент G столкнулся с атмосферой 18 июля, в результате чего через несколько часов в атмосфере возникло темное пятно диаметром 12 тысяч километров (что сравнимо с диаметром Земли).

Последствия столкновения были заметны на Юпитере примерно в течении года после самого события, однако научные данные, которые оставила ученым в наследство уже более не существующая комета Шумейкеров-Леви 9, будут изучаться еще долгие годы... Как, вероятно, и результаты наблюдений последствий падения нового объекта.

Hubble Captures Rare Jupiter Collision - HubbleSite - NewsCenter