Ингушский салафитский проповедник Чумаков объявил об отставке с должности имама
Ингушский салафитский проповедник Хамзат Чумаков объявил об отставке с должности имама крупнейшей в регионе Насыр-Кортской мечети в Назрани. Как передали 23 марта "Кавказ.Реалии", свое заявление Чумаков сделал по окончании пятничной молитвы.
Причину своего шага имам не пояснил. Он лишь заметил, что прощает тех, кто "не боролся с религией".
Верующие просили Чумакова остаться имамом, однако тот своего решения не изменил.
52-летний Чумаков, получивший богословское образование в Египте, занимает должность имама Насыр-Кортской мечети с 2007 года. Пользуется большим авторитетом как в Ингушетии, так и в других регионах России, а также в вайнахских диаспорах в Европе. В частности, он очень популярен среди молодежи. Председатель ингушской правозащитной НКО "Машр" Магомед Муцольгов характеризовал Чумакова как "общественного деятеля, который своими усилиями старается сохранить мир в нашей республике и на Кавказе в целом".
Между тем у официального духовенства, противостоящего салафии, проповеди имама вызывали негативную реакцию. Муфтий Ингушетии Иса Хамхоев пытался отобрать у Чумакова Насыр-Кортскую мечеть.
Также богослов критиковал руководство Ингушетии за нарушение прав мусульман.
На имама было совершено два покушения. Первое произошло 14 сентября 2010 года у аула Экажево Назрановского района. Машина, за рулем которой находился Чумаков, взорвалась. Имама, получившего тяжелые травмы, доставили в московский Институт Склифосовского. Там ему ампутировали ногу. Как отмечалось, лишь за 10 минут до взрыва Чумаков высадил из своей машины жену и детей.
Второе покушение было совершено 11 марта 2016 года. Когда имам выезжал с территории мечети на своей машине после пятничной молитвы, взорвался припаркованный у здания автомобиль. В этот раз Чумаков не пострадал, однако четверо других людей, находившихся поблизости, получили ранения, причем один - тяжелые.
В проповеди, прочитанной в тот день, Чумаков заявил, что на него готовится покушение. Также он резко осудил совершенное двумя днями раньше нападение кадыровцев на машину Сводной мобильной группы.
2 октября прошлого года ФСБ объявила, что предотвращено покушение на некоего авторитетного проповедника и общественного деятеля, которого намеревались подорвать мощной самодельной бомбой. Имя клирика не уточнялось, однако неофициальные источники сообщали, что речь идет именно о Чумакове.
16 ноября у Чумакова прошел обыск. Как позже передавал "Кавказский узел", силовики заявили, что ищут в доме богослова нелегальных мигрантов.
В феврале 2016 года муфтий Чечни Салах Межиев на встрече чеченского суфийского духовенства в Грозном подверг критике Чумакова и другого авторитетного ингушского салафита - Ису Цечоева, имама мечети в ауле Али-Юрт Назрановского района.
Глава Чечни Рамзан Кадыров, также принимавший участие во встрече, заявил: "Иса Цечоев... является одним из больших шайтанов. Если спросить, будут ли такие люди вести проповеди в Чечне... один раз они могут попробовать по ошибке, но второй раз у них полетят головы".
Кадыров также призвал ингушские власти не давать трибуны Чумакову и Цечоеву. "Если власти Ингушетии не примут меры, остановить этих двоих нам не составит труда", - предупредил он.
За 2016 год было предотвращено два покушения на Цечоева.
15 февраля нынешнего года стало известно, что глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров распорядился контролировать проповеди имамов в мечетях. Он потребовал "провести превентивные мероприятия для недопущения политизации проповеднической деятельности в мечетях республики".
Распоряжение вызвало недовольство даже провластного духовенства. Муфтий Хамхоев напомнил, что еще несколько лет назад глава региона обязал глав муниципалитетов взять под контроль назначение имамов. Однако эта инициатива провалилась.
Политики в проповедях имамов нет, заверил Хамхоев, а критика имамами чиновников - "это долг верующего человека, а тем более богослова".