статья Снимать их, право, не грешно

Владимир Абаринов, 11.02.2003
Фото с сайта www.newcanada.com

Фото с сайта www.newcanada.com

Кинозвезды Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс вступили в брак в 2000 году. На свадьбе в одном из самых фешенебельных нью-йоркских отелей Plaza гуляло 350 гостей. Жених и невеста тщательно продумали, как это знаменательное событие должно освещаться в прессе. Они продали право на фотосъемку журналу ОК! за миллион фунтов стерлингов, при этом лично выбрав двух фотографов, которым разрешили присутствовать на празднестве. Мало того: они предупредили гостей, что частная съемка на свадьбе запрещена; охранники изымали камеры при личном досмотре. Однако за три дня до выхода в свет номера с одобренными молодоженами снимками конкурент ОК!, журнал Hello!, опубликовал неавторизованный фоторепортаж со свадьбы - девять фотографий, сделанных неизвестным лицом.

Сразу после появления в продаже спорного номера адвокаты Дугласов пытались остановить его распространение, но Hello! добился снятия судебного запрета. Тогда Дуглас и Зета-Джонс вчинили иск журналу, оценив свои убытки в 2 миллиона фунтов, однако впоследствии скостили цифру до 500 тысяч. В эту сумму входят упущенная выгода, эмоциональный стресс и ущерб, нанесенный профессиональной карьере голливудских звезд вследствие плохого качества снимков. Журнал ОК! подал отдельный иск на 1,75 миллиона фунтов. Суд низшей инстанции постановил удовлетворить иск, однако апелляционный суд это постановление отменил.

Адвокаты ответчика доказывают, в свою очередь, что свадьбу, проведенную с таким размахом в отеле, нельзя считать частным событием. К тому же сами брачующиеся сделали все возможное для его широкого освещения. Фотографии, опубликованные Hello!, абсолютно адекватны, никого не компрометируют и не не могут нанести ущерб профессиональный карьере супружеской пары.

В британской правовой системе, в отличие от американской, нет законов об охране неприкосновенности частной жизни. Представители истцов ссылаются на Закон о правах человека, которым в 1998 году парламент инкорпорировал в британское законодательство Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Британская и американская пресса придают огромное значение этой тяжбе. Если Дуглас и Зета-Джонс выиграют дело, это создаст опасный прецедент. В этом случае журналы смогут публиковать только те изображения знаменитостей, которые авторизованы изображенным лицом. Репортажная съемка станет невозможна. Публика больше никогда не увидит своих любимцев в неловких позах и компрометирующих ситуациях. Мы будем созерцать лишь официальные, канонические портреты звезд, на которых они будут тщательно причесаны и одеты, окружены любящими чадами и счастливыми домашними животными. До сих пор еще не одной публичной фигуре подобный иск выиграть в британском суде не удавалось: вступая на эту стезю, человек по собственной доброй воле отказывается от части своего права на частную жизнь. Это в первую очередь относится к звездам шоу-бизнеса, сознательно предающим огласке факты своей частной жизни. Пресса по обе стороны Атлантики заполнена саркастическими комментариями: мол, Дугласы заработали сначала на разрешении съемки, а теперь пытаются заработать на запрете.

Нетривиальный подход к предмету спора продемонстрировал судья Линдсей. Он сослался на канонический англиканский служебник Book of Common Prayer ("Книга общей молитвы"), которая устанавливает, что вступление в брак – отнюдь не частная, а публичная процедура. В данном случае, объяснил судья, требование публичности объясняется тем, что любой человек с улицы вправе воспрепятствовать заключению брака, приведя достаточные к тому основания – например, доказав, что один из брачующихся уже состоит в браке. "Было бы абсурдным превращать свадьбу в закрытое событие, исключающее возможность предъявления таких возражений", - сказал судья Линдсей.

В понедельник истцы появились в суде собственной персоной. Супруги в один голос утверждали, что они были "глубоко оскорблены" и "опустошены", увидев фотографии в журнале Hello! Дуглас назвал снимки "похотливыми" и "вуайеристскими". Когда адвокаты ответчика при перекрестном допросе попросили истцов привести конкретные примеры оскорбительных изображений, Зета-Джонс указала на две фотографии, сделанные во время поедания брачующимися свадебного торта: на одной из них невеста держит в руке нож и, по мнению Зета-Джонс, похоже на то, что собирается воткнуть орудие в жениха, на другой жених кормит невесту кремом с ложечки. "Это выглядит так, как будто я только и делаю, что ем", - так истица объяснила оскорбительность снимка.

Пара покинула здание суда без каких бы то ни было комментариев для прессы.

Владимир Абаринов, 11.02.2003