Дело о гибели Дэвида Келли: Тони Блэр оправдан
Первые утечки информации из доклада лорда Хаттона по результатам расследования гибели эксперта Минобороны Дэвида Келли указывают на то, что с премьера Тони Блэра снята ответственность. Об этом сообщает Sky News. Копии документа, который должен быть засекречен вплоть до его публичного зачтения в 15.30 мск 28 января в Королевском суде Великобритании, оказался в распоряжении газеты Sun.
Тело 59-летнего Келли нашли 18 июля 2003 года недалеко от его загородного дома с перерезанными венами. Это произошло после того, как эксперт был назван источником информации журналистов ВВС по так называемому "иракскому досье" Тони Блэра. В этом докладе, как утверждал Келли, намеренно были допущены преувеличения с целью сделать его более убедительным.
Как пишет Sun, из доклада следует, что вина за гибель Келли снята с Блэра, министра обороны Великобритании Джеффри Хуна и бывшего главы департамента по связям с общественностью администрации Блэра Алистера Кемпбелла. Минобороны получило "втык" за то, что оно не предупредило Келли о том, что его имя может быть раскрыто. Правда, отмечается в докладе, у Келли был такой характер, что ему было трудно что-либо советовать и как-либо помогать. По мнению Хаттона, в обнародовании имени Келли со стороны правительства не было ничего бесчестного или подлого.
Основную вину за произошедшее лорд Брайен Хаттон возложил на телекомпанию ВВС, которая "не проконтролировала работу своих журналистов", в частности, Эндрю Гиллигана, с репортажа которого и начался скандал. В документе также указывается, что Келли покончил собой после того, как был "публично опозорен". Как отмечает издание, "ВВС фактически обвиняется в неспособности выполнять свои обязанности перед теми, кто платит за лицензии" (деятельность корпорации финансируется из платы за лицензии, которые обязаны иметь все владельцы телевизоров в королевстве). По мнению Хаттона, руководству телекорпорации следовало тщательнее проверить информацию по этой весьма важной теме, добытую ее сотрудником.
Как выяснилось в ходе слушаний, приписанной Дэвиду Келли ключевой фразы о том, что утверждение о возможности доставки Ираком оружия массового уничтожения за 45 минут было включено в "иракское досье" для его "приукрашивания", именно в таком виде в интервью не было. "Я не считаю, что было неправильным со стороны Объединенного разведывательного комитета и его руководителя мистера Скарлетта принять во внимание предложения канцелярии премьер-министра и воплотить их, если они шли в русле доступной развединформации", - считает лорд Хаттон. Сам Дэвид Келли получил от лорда Хаттона посмертное порицание за то, что нарушил существующие внутри Минобороны правила о темах бесед с журналистами.
В программе военного обозревателя ВВС Эндрю Гиллигана прозвучала информация о том, что при составлении доклада о имеющихся у Саддама вооружениях разведчиков заставили использовать недостаточно проверенную информацию. В частности, пункт о наличии оружия массового уничтожения, которое можно привести в действие через 45 минут после приказа Саддама, был явным украшением действительности, заявил Гиллиган, ссылаясь на анонимного эксперта в разведке. В начале июля прошлого года Минобороны Великобритании под давлением журналистов признало, что источником Гиллигана был советник министерства по вооружениям Дэвид Келли. Он был вызван для дачи показаний перед комитетом по международным делам парламента. Психологическое состояние эксперта после раскрытия его имени журналистам наблюдатели оценивали как подавленное. 17 июля Дэвид Келли ушел из своего дома в Саутмуре, и с тех пор живым его больше никто не видел. Его тело было найдено на следующий день в лесу, в нескольких милях от его дома. Причиной смерти 59-летнего ученого по результатам судмедэкспертизы был назван "порез вен на левом запястье и передозировка анальгетика". На месте смерти найден нож и таблетки копроксимола.
По инициативе Тони Блэра было начато правительственное расследование причин смерти эксперта по вооружениям министерства обороны. Расследование проходило в Королевском суде Великобритании в августе-ноябре 2003 года. Возглавил его опытный юрист, имеющий солидный опыт работы в британской системе правосудия, 72-летний лорд Брайан Хаттон. Подведение итогов заняло у лорда Хаттона более трех месяцев. За это время он проанализировал более 10 тысяч страниц материалов дела, включая показания и протоколы перекрестных допросов свыше 70 свидетелей.