статья Говорит и показывает Мэрдок

Владимир Абаринов, 30.05.2003
Руперт Мэрдок. Фото с сайта BBC

Руперт Мэрдок. Фото с сайта BBC

"А не надо никаких точек зрения", - безапелляционно заявил некогда Воланд и отправил бедного атеиста Берлиоза напрямик под трамвай. Именно так намерен поступить председатель Федеральной комиссии по связи Майкл Пауэлл, родной сын госсекретаря США, в понедельник. На этот день назначено заседание, в ходе которого ведомство пересмотрит действующие правила владения средствами массовой информации.

Результат голосования предопределен: в комиссии пять человек – двое демократов, которые будут голосовать против, и трое республиканцев, которые проголосуют "за". Они сделают это невзирая на обвал телефонных звонков и электронных посланий, которые публика в эти дни направляет не только в комиссию, но и членам Конгресса. На днях обозреватель CNN Лу Доббс спросил своих зрителей, что они думают по поводу предстоящей реформы. 98 процентов высказались против. Но в комиссии заседают не они.

Согласно нынешним правилам, медиа-компания, издающая газету, не имеет права владеть телеканалом или радиостанцией, вещающими в той же зоне, в которой распространяется газета. Компания, занимающаяся только телевизионным бизнесом, не может владеть более чем двумя телеканалами в одном городе, при этом в том же городе должно оставаться не менее восьми независимых каналов. На локальном рынке, где действует не менее 20 различных средств информации, одна компания может владеть одним телеканалом и семью радиостанциями. Но главное ограничение состоит в том, что общенациональная телекомпания не может вещать более чем на 35 процентов населения страны.

Цель ограничений очевидна: обеспечить аудитории свободу выбора и разнообразие мнений. В этом заключается смысл доктрины "свободной рыночной стихии идей", которую сформулировал великий американский юрист, судья Верховного Суда США Оливер Уэнделл Холмс (1841 – 1935). Он был убежден в том, что лишь та идея хороша, которая прошла испытание временем и честной конкуренцией. Именно с целью обеспечить условия для честной конкуренции и была учреждена еще в дотелевизионную эпоху Федеральная комиссия по связи. В 1943 году Верховный Суд впервые вмешался в деятельность комиссии, указав, что она не должна распределять радиочастоты в зависимости от политических воззрений претендентов. Только в 1973 году Суд согласился с тем, что вещатель вправе не продавать эфирное время рекламодателю, если содержание рекламы наносит ущерб интересам вещателя. И лишь в 1987 комиссия отменила требование обязательного отражения на одном канале различных точек зрения на один предмет.

Решение, которое Федеральная комиссия должна принять в понедельник, снимает или сильно ослабляет действующие ограничения. Запрет на одновременное владение газетой и телеканалом остается в силе лишь для мелких городов. В больших городах можно будет владеть не двумя, а тремя телекомпаниями. Наконец, для общенациональных компаний лимит вещания увеличивается с 35 до 45 процентов населения. Единственное, чего по-прежнему нельзя – это одной из компаний Большой Четверки (ABC, CBS, Fox, NBC) поглотить другую.

Майкл Пауэлл объясняет свои действия тем, что правила устарели и все равно обречены. Медиа-магнаты, мол, возьмут не мытьем, так катаньем – затаскают Федеральную комиссию по судам. И впрямь: в последнее время такие тяжбы часто заканчиваются в пользу вещателей. Но, может, они потому и выигрывают свои иски, что глава комиссии убежден в благотворности дерегуляции? Трудно отстаивать в суде мнение, в которое не веришь.

Публика справедливо опасается, что жертвой реформы вещания падут маленькие местные телекомпании, которые не выдержат конкуренции с гигантами и будут в конечном счете скуплены на корню. В итоге сократится освещение местных событий – они уступят эфир программам, рассчитанным на усредненную аудиторию всей страны. А ведь людям интересно прежде всего то, что случилось на соседней улице. Критики отмены ограничений ожидают и общего упадка вкуса, снижения профессионализма и погони за сенсациями. Комиссия же придерживается ровно противоположного мнения: что у крупных вещателей качество программ в целом выше, чем у мелких.

Дело вкуса. Особую же неприязнь оппонентам внушает владелец информационной империи New Corporation Руперт Мэрдок, главный лоббист отмены ограничений. Группа общественных организаций, выступающих за сохранение нынешних правил, разместила в крупнейших газетах страны на правах рекламы свое обращение к гражданам размером в газетную полосу, на котором красуются четыре портрета Мэрдока – по числу общенациональных каналов – и текст аршинными буквами: "Этот человек хочет контролировать новости в Америке. Федеральная комиссия по связи хочет помочь ему". Группа подготовила также видеоклип соответствующего содержания. Принадлежащая Мэрдоку телекомпания Fox News, дабы доказать свою приверженность плюрализму мнений, не моргнув глазом продала рекламное время и показала пасквиль на хозяина.

Владимир Абаринов, 30.05.2003