Главного редактора "Версии" просили раскрыть источники информации
Главного редактора газеты "Версия" Рустама Арифджанова во вторник допросили в следственном управлении УФСБ Московского военного округа, сообщает Интерфакс. "Формально наша беседа шла вокруг статьи "Маскировка", вышедшей в "Версии" еще 27 мая. Но следователь очень интересовался формами и методами работы редакции, нашими источниками информации", - сказал агентству Арифджанов.
Автора статьи "Маскировка" (о бывших спецобъектах Москвы) Андрея Солдатова следователи ФСБ допрашивали уже дважды. Арифджанов также сообщил, что в четверг на допрос будет вызван еще один сотрудник газеты - оператор компьютерной верстки Жанна Махмутова.
Ранее из редакции газеты сотрудники ФСБ изъяли ряд документов, а также сервер компьютера. В связи с этим несколько материалов о последнем теракте в Москве, уже подготовленных к печати, в очередном номере не вышли. Отвечая на вопрос, когда изъятые вещи будут возвращены в редакцию, Арифджанов сказал, что его заверили в том, что для их возвращения делается все возможное.
Комментарий
Рассказывая Граням.Ру о ситуации в редакции, Рустам Арифджанов заметил, что следователи ФСБ в обращении с журналистами корректны и доброжелательны. Это радует. То есть в кабинетах современной Лубянки не гасят окурки о лоб подозреваемых и не защемляют им яйца в дверях, что безусловно свидетельствует о редких душевных качествах нового поколения чекистов. Но все-таки как-то уж очень легко и просто заглядывают эти замечательные ребята на огонек к независимым СМИ. Взять ту же "Версию". По поводу "Курска" ее трясли с особым пристрастием. Нанесли не только моральный, но и материальный ущерб. Дело кончилось ничем. Никто перед журналистами не извинился, а на редакционном компьютере, наверное, хорошо получаются протоколы. И вот новый набег. Без особой следственной перспективы, но зато все с тем же материальным и моральным уроном редакции. Если впасть в идеализм, то защита против этого "лома" есть – например, статья 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов"). Но статья эта настолько мертвая, что для комментария к УК не нашлось даже одного примера ее применения. Можно, впрочем, прибегнуть и к 169-й статье, карающей за превышение полномочий и причинение ущерба предпринимательской деятельности. Имеются и другие статьи Уголовного кодекса, под которые легко подпадают действия гостей с Лубянки. Но все это пустые мечтания. Да и есть ли в природе такой судья, который взвалит на себя мороку бомбить ФСБ повестками с вызовом в суд? Вот и выходит, господа журналисты, что вся надежда только друг на друга, на самих себя. Пока вслед за компьютерами, пользующимися понятным спросом у тружеников ФСБ, не потащили за высокие ограды и их владельцев.
Дословно
Рустам Арифджанов
(О вызове на допрос в ФСБ)
Представители ФСБ обсуждали со мной две темы. Первая – о внутренней организации нашей работы: как работает газета в стадии прохождения материала, кто за что ответственный, кто какие принимает решения в газете, кто чем занимается и так далее. Вторая тема - по поводу материала, который вышел полгода назад, который назывался "Маскировка", о строительстве жилых домов на месте бывших спецобъектов в городе Москве. Но вторая тема, как мне показалось, их интересовала формально и вопросы задавались как бы по необходимости. В большей степени их интересовало, как функционирует газета.
Как мне показалось, им интересны наши источники информации – это прежде всего, какой информацией мы обладаем и кто, так или иначе, работает с этими источниками информации. Конкретно, откуда происходят утечки, в частности, в газету "Версия", из каких структур. Ну и настолько, насколько формальными были вопросы, настолько формальными были наши ответы.
Вы знаете, я не верю в то, что профессионально и умно можно начать следствие через полгода после выхода материала. Таких ошибок не бывает. Я думаю, что сейчас в стране произошли трагические события - сначала захват заложников, а потом их неудачное, на мой взгляд, освобождение. И еще – очевидное нежелание соответствующих структур рассказывать достоверно о том, что там происходило. Это, мне кажется, и повлияло на активность ФСБ, пожелавшей, в частности, через нашу газету выяснить откуда информация, откуда утечки.
За два года со времени предыдущей встречи со следоваетелями ФСБ (по поводу материалов о гибели "Курска" – Грани.Ру), которая закончилась только тем, что на один компьютер у "Версии" стало меньше, мы не проявили себя как враги государственного строя и национальной безопасности. Мне кажется, это понимают и нынешние следователи. Им нужны не распространители информаци, а источники. Хотя, конечено, и журналистам дают понять, что они в поле зрения.
Например, с удивлением узнал, что дело по "Курску" против нас не закончено, как говорилось ранее, а лишь приостановлено. Хотя следствие так ничего и не нашло. И сегодня вот уже десять дней, как нам не возвращают компьютер и сервер, а там необходимая информация для работы, это же редакционный сервер. Работать трудно. Нам мешают работать. И, может быть, это тоже одна из задач заглянувших к нам на огонек следователей ФСБ.
Грани.Ру, 12.11.2002